Поиск



Счетчики









М. Якоби. «Стыд и истоки самоуважения»

Стыд во его многих формах — каждая с ее особенной болью и побочными невротическими последствиями — занимает важное место в нашей психической и социальной организации. В нашем языке есть выражения типа «уходить в сторону» и «оставлять при себе». Мы говорим: «Это не ваше дело, что происходит в моей фантазии, моих мыслях, моей интимной жизни». Стыд охраняет это внутреннее священное пространство и подсказывает, что можно показать и вынести на обсуждение, а что следовало бы оставить при себе. С глобальной перспективы, все люди созданы равными биологически и психологически, т. е. архетипически. И тем не менее, каждый индивидуум охраняет свои личные секреты, имея собственный уникальным порог стыда, который может быть выше или ниже, более жестким или более гибким, чем у других.

Стыд усиливает межличностные различия и ощущение собственной индивидуальной идентичности. С другой стороны избыточная тенденция к реакциям стыда может привести к нарушениям в общении и социальной изоляции. В то же время стыд действует как мощное побуждение к социальной адаптации, так как она часто запускается ощущением неловкости и страхом критики.

Функция стыда, таким образом, очень сложная. Он служит интересам и индивидуализма и конформизма.

Должно ли это противоречие приводить к конфликтам внутри индивидуума? Во-первых, заметим, что именно общество требует особенной степени осмотрительности от каждого индивидуума, из-за чего стыд становится важным фактором в социализации детей.

Общество решает, что приличествует индивидууму, что соответствует социальным нормам. Оно ограничивает демонстрацию телесной наготы, разрешает сексуальную активность только в уединенных местах и преследует всякие нарушения правил общественного приличия. Публичные признания личных чувств часто вызывают реакцию осуждения или неловкую тишину. Таким образом, чувство стыда охраняет определенные договорные границы, которые человек нарушает только с риском социальных санкций и личного разоблачения. Общество требует определенной степени приватности, и стыд здесь стоит на службе социальных соглашений. При любой степени интенсивности индивидуальные желания и требования вступают в конфликт с требованиями социума.

Конфликты на почве стыда возникают внутри индивидуума, когда обе функции стыда — «охранителя» индивидуации и социальной адаптации — начинают переживаться как противоречащие друг другу. В этом отношении Аристотель сделал важное различение между стыдом, испытываемым по поводу вещей, нарушающих «общее мнение», и по поводу вещей, оскорбительных для «истинной правды» (Lynd, 1961: 239). Подобным же образом Хультберг ссылается на различия, сделанные членами суда Новой Гвинеи между «поверхностным стыдом» и «глубоким стыдом» (1988: 118). Например, будучи увиденными посторонними мочеиспускания или сексуальный акт вызывают чувство поверхностного стыда, но оскорбление духов предков вызывает реакцию глубокого стыда. В первом случае стыд является эмоциональной реакцией на нарушение социальных норм, а вторая форма стыда выявляется при нарушении внутренней системы ценностей, связанной с эго-идеалом.

Эти противоположные функции могут привести к конфликтам внутри самого чувства стыда у человека. Например, я могу слишком стесняться выражать свое мнение, расходящееся с мнением группы, из боязни, что меня обсмеют, отвергнут или не примут серьезно Но придя домой, я готов «убить себя», стыдясь, что оказался таким трусливым, что не способен отстоять себя. Я теряю самоуважение потому, что не смог отстоять то, что истинно для меня, или даже отрицал это. Такие конфликты, связанные со стыдом, встречаются часто. С одной стороны, стыд заменяет неписаный и частично интернализированный общественный моральный кодекс, тогда как с другой, он защищает внутреннюю искренность, систему наших самых глубоких убеждений.

Один из самых убедительных пассажей в Новом завете адресуется к этому конфликту: тройное отречение Петра от того, что он является последователем Иисуса, дабы избежать стыда перед свидетелями. Когда петух пропел (и он осознал, что сделал), Петр вспомнил слова Иисуса и горько сожалел, чувствуя стыд за свою трусость, которую предсказал Иисус (от Матфея 26). Иоганн Себастьян Бах сочинил одну из самых трогательных музыкальных частей в «Страстях по Иоанну» и в «Страстях по Матфею» для этого эпизода в литургии. Через музыку мы можем разделить горькое раскаяние Петра и слезы стыда.

Хультберг тонко заметил, что эти две формы стыда очень различны по природе и действительно имеют противоположные функции (1988: 118). Как я говорил, одна форма служит социальной адаптации, а другая защищает индивидуальное от коллективного. Между ними двумя пролегает потенциал для конфликта, внутренне присущего природе человеческого вида.

Стыд помещается на пограничной линии между собой и другим. Он играет решающую роль в регуляции межличностной близости и дистанции, тонко измеряя мои ощущения того, насколько близко я могу и хочу допускать к себе другого.

Конечно, в эту формулу входит также и доверие. Я должен верить другому, что он будет уважать мою самооценку и целостность, если я решаю не скрывать от него «голую правду» о том, кто я в действительности. Страх пораниться при интимном контакте имеет общее со страхом незащищенности, осмеяния и позора — явным или скрытым образом. Межличностный контакт требует, чтобы вы развили высокую степень чувствительности к «правильному» балансу близости и дистанции — работа, в которой чувство стыда может оказать существенную помощь. Как часто меня мучил стыд за излишнюю откровенность кому-либо, кто, как я впоследствии убедился, не оправдал моего доверия.

Знакомый, если не банальный, совет не доверять «первому встречному» содержит глубокую истину, когда убеждаешься, что доверие очень трудно достижимо и легко разрушаемо. Неразборчивое доверие может не только быть наивным, но также и опасным, особенно когда оно наталкивается на явное или скрытое соперничество, требующее от человека умения защищаться. Для выживания необходимо развить проницательность, кому можно, а кому нельзя доверять.

<<   [1] ... [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] ...  [63]  >>