Счетчики







Заикание или нет?

Ярош Татьяна Александровна

Темп речи – это скорость протекания речи во времени. Он может быть нормальным, быстрым, замедленным и прерывистым.

Прерывистый темп речи выражается в запинках, спотыканиях, паузах в словах и фразах. Ребенок в разговоре вдруг несколько раз повторяет один звук или слог, слово или целую фразу. Прерывистый темп речи может быть обусловлен запинками не судорожного характера (интерации) и судорожного характера (заикание).

I. Запинки несудорожного характера.
Физиологические интерации (повторения) характерны для детей 2-5 лет, когда идет активное формирование фразовой речи. Если нет осложнения, эти повторения проходят по мере развития речи.
Физиологически запинки, повторения в речи ребенка – это следствие того, что развитие мышления опережает развитие его речевых возможностей. Активный словарный запас еще невелик, движение речевых органов нечеткие, но ребенок уже многое понимает и хочет сказать. Его общение с окружающими сопровождается эмоциональным подъемом. Все это приводит к тому, что в речи ребенка появляются повторы, перестановки, спотыкание, нечеткость фразового оформления мысли.

Физиологические запинки могут проявляться у малыша и при неблагоприятных факторах (болезнь, травмы, неправильное воспитание).

У детей с задержкой речевого развития также наблюдаются речевые запинки. Неумение сразу найти нужное слово, правильно построить фразу, четко произнести звук – все это может быть причиной нарушения плавности и темпа речи малыша.

Эти физиологически несовершенства детской речи надолго задерживаются у детей в тех семьях, где родители сами говорят очень быстро, проглатывая или смазывая окончания слов или целые слова во фразе.

II. Запинки судорожного характера (заикание).
По статистике, около 2% детей страдают заиканием. Причин появления заикания много. Одна из них - закрепление в речи запинок не судорожного характера и перерастание их в судорожные на фоне ослабленной нервной системы, неблагоприятной обстановки дома.

Речевые судороги возникают в результате расстройства высшей нервной деятельности. Это может произойти вследствие тяжелой беременности матери, патологических родов, а также отягощенной наследственности.

Часто причиной срыва нормальной нервной деятельности у детей являются неправильные воспитательные приемы. Сюда относится неблагоприятная домашняя обстановка, ссоры взрослых, неровное отношение их к ребенку: внезапные переходы от ласки к наказанию. Не меньший вред может принести ребенку потакание его прихотям, несогласованное воспитание, когда один родитель запрещает что-либо, а другой – разрешает.

Нередко срыв высшей нервной деятельности наступает вследствие сильной психической (испуг) или физической травмы.

Одной из наиболее распространенных причин заикания является их чрезмерная речевая перегрузка. К сожалению, взрослые слишком часто читают детям слишком много стихов, рассказов и заучивают с ними прочитанное. Стихи и рассказы могут оказаться слишком трудными для понимания и произнесения. Если родители требуют от малыша слишком многого, заставляя его произносить трудные слова и фразы, это может негативно отразиться на нервной системе.

Не менее опасна для малышей (2-5 лет) и перегрузка впечатлениями, которые вызывают эмоциональное перенапряжение ребенка. После посещения кино, театра, цирка у малыша возникает очень много впечатлений, вопросов. Рассказывая о своих впечатлениях, расспрашивая взрослых, он захлебывается, глотает звуки, с трудом подбирает многие слова и выражения. В таких случаях в речи малыша появляются запинки, которые могут закрепиться в речи.

Иногда родители прибегают к другой крайности: они совсем не развивают речь ребенка, не читают ему, не разучивают детских стихов, не обращают внимания на неправильное произношение. Но если речь малыша не развивать специально, то мыслительные процессы будут превышать его речевые возможности. Поэтому в момент высказывания у малыша появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые могут перейти в заикание.

Заикание может возникнуть и в результате подражания. Постоянно общаясь со взрослыми или маленькими заикающимися, ребенок может начать и в собственной речи воспроизводить те же запинки.

Предупреждение речевых запинок.
Взрослым, желающим уберечь ребенка от речевых запинок, нужно позаботиться о развитии речи и упорядочении его поведения. Необходимо создать условия, способствующие его нормальному психическому развитию и неторопливо-спокойной речи. В первую очередь – это определенный режим дня, который нормализует работу высшей нервной деятельности.

Капризы, истерики также истощают нервную систему ребенка. Чтобы избежать их, нужно окружить его ласково-требовательным отношением всех членов семьи.

Сделать речь ребенка четкой, правильной и содержательной – желание каждого родителя. Особенное значение такая речь имеет для детей, у которых наблюдаются запинки в речи, перестановки, недоговаривание звуков и слов.
Чтобы ребенок не затруднялся в выборе нужного слова, необходимо постоянно увеличивать его словарный запас. Также необходимо воспитывать у ребенка привычку говорить неторопливо, спокойно. Для этого очень важен личный пример родителей. Большое внимание следует уделить правильному произношению звуков. К концу 5-го года жизни ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка. А начинать формировать правильное произношение нужно гораздо раньше. Сначала это игры по звукоподражанию, артикуляционная гимнастика. С 4 лет можно посещать логопедические занятия.

Нередки случаи, когда взрослые постоянно напоминают ребенку о его речевых дефектах, смеются, упрекают и даже наказывают. Этого нельзя допускать в общении с ребенком. Нужно терпеливо и тактично обучать малыша правильному произношению, построению фразы. Задания должны быть посильны для малыша и не вызывать отрицательных эмоций. Необходимо поощрять его успехи.

Без активного участия ребенка речевая работа с ним не будет эффективной. Дети рано сами начинают осознавать речевые несовершенства у себя и сверстников. Поэтому можно и нужно привлекать внимание ребенка к тому, что иногда он говорит неправильно. Но делать это тактично, без ущемления его достоинства, проводя постоянную работу по развитию и усовершенствованию его речи.

Для нормализации плавности и темпа речи у детей, необходимо, чтобы взрослые четко и конкретно формулировали свои вопросы к ребенку. Очень полезно, чтобы ребенок сопровождал речью свои игры и занятия (рисование, лепка, конструирование).

Общаясь с ребенком, взрослые должны помнить, что их речь служит образцом для детей. Поэтому спокойная, плавная речь взрослых помогает предупреждать и устранять речевые запинки у детей.