Счетчики







«Да» и «нет» говорить!

Что такое «данетки»? Тому, кто впервые услышал это слово, может показаться, что данетка — очередное новшество, придуманное психологами, педагогами или какими-нибудь другими специалистами. Но я уверена, что многие из вас играли в эту увлекательную словесную игру еще в школьные или студенческие годы. Так что данетки — это не что-то новое, а порядком забытое старое.

Данетками (или ситуациями) называют особый род загадок, развивающих логическое и нестандартное мышление или, как сейчас модно говорить, креативность. Если вы включите эту полезную забаву в арсенал домашних игр, то непременно поможете ребенку отойти чуть в сторону от традиционного, навязанного взрослыми видения мира, активизируете его мышление, творчество, фантазию. Да и взрослым весьма полезно разгадывать данетки. Получается своего рода тренинг по нестандартному мышлению, гимнастика для ума. Одним словом, данетки — это увлекательная игра, для участия в которой нет возрастных ограничений.

Правила игры
Родоначальником нестандартных загадок считается американец Пол Слоан. В его книге «Lateral thinking puzzle» (что можно примерно перевести как «Головоломки для нестандартно мыслящих» или, дословно, «Головоломки для мыслящих боком») были опубликованы 93 данетки, которые в последствии стали классикой и были переведены на многие языки, в том числе и русский. Как же играть в эту игру? Ведущий рассказывает игрокам (или одному игроку) некую ситуацию, которую необходимо прояснить. Далее участники пытаются восстановить ход событий, выяснить недостающую информацию и, в конце концов, разгадать загадку. Для этого они задают ведущему вопросы, на которые он отвечает «да», «нет», «не имеет значения» (если игрок углубляется в несущественные детали). Возможен еще один вариант ответа — «некорректный вопрос» — на случай, если участник задает вопрос, на который нельзя ответить ни утвердительно, ни отрицательно. Вот теперь становится понятен смысл названия игры — данетка.

В качестве примера хочу предложить сцену из замечательного произведения Михаила Веллера «Приключения майора Звягина». В ней хорошо показан правильный ход мыслей, а разгадываемая данетка давно стала классикой.

Человек заходит в кафе и просит у буфетчицы стакан воды. Та вдруг хватает поднос и бьет по стойке. Человек говорит: «Спасибо», поворачивается и уходит. В чем тут дело? Отгадаешь?
- Он обиделся? — спросил Юра.
- Нет.
- Это был пароль и отзыв?
- Нет.
- Они были раньше знакомы?
- Нет. Ну, товарищ стажер, какой же из вас следователь, если не можете решить детскую задачку?
- Он хотел пить?
- Нет.
- Но ему что-то надо было?
- Да.
Расстояние до дому сокращалось, и петли вопросов сужались:
- А с ним вообще было все в порядке?
- Нет.
Уже в лифте Юра подпрыгнул и закричал:
- Значит, ему что стакан воды, что испуг — одинаково?! И получил одно вместо другого! Он икал и хотел избавиться от икоты. Так?
- Наконец-то…

Вот именно так разгадываются данетки. Правда, есть что-то общее с наcтоящим детективным расследованием? Бывают данетки легкие, которые можно отгадать всего с помощью пары вопросов. А бывают и такие, что приходится поломать голову над ответом. Но, в любом случае, ответ загадки всегда подчиняется строгой логике. Отгадка вполне реальна и не содержит в себе каких-либо фантастических или «потусторонних» элементов. Но часто она весьма необычна, что и заставляет уйти от шаблонности мышления, предполагая самые невероятные развития событий.

Данетки и детки
Данетки давно стали одной из любимых игр нашей семьи. Часто мы играем в них в машине. Для этого каждый придумывает интересные ситуации и потом загадывает загадки всем остальным. Имея в запасе несколько «придумок», можно оживить заскучавших взрослых и детей во время дружеского застолья, детского праздника, пикника, похода, отпуска. Причем даже пятилетние ребятишки вполне могут стать полноправными членами «следственной бригады». Правда, сначала у них не получается задавать толковые вопросы. Но, наблюдая за игрой взрослых, они быстро осваивают эту науку. И вот им уже вполне по зубам простенькие ситуации. Основная цель игры в данетки с ребятишками — это научить их задавать «сильные» вопросы, то есть такие, благодаря которым человек открывает новые возможности, находит альтернативные решения. Кроме этого, игра углубляет знания ребенка об окружающем мире, расширяет словарный запас, учит слушать и быть внимательным. И, конечно, как и любая игра, это отличный способ укрепить дружеские отношения между взрослыми и малышами.

Вот вам для примера несколько «детских» ситуаций, которые можно попробовать загадать младшим школьникам. В скобках дан ответ.

Она пошла и ее съели. Кто она? (Шашка)
По дороге проезжал грузовик. Его фары были потушены, луны на небе не было. В этот момент дорогу переходила молодая женщина, но грузовик не задавил ее. Как это получилось? (Дело было днем)
Одновременно к реке подошли два человека. И, хотя на берегу стояла лишь одноместная лодка и поблизости больше никого не было, они благополучно переправились на противоположный берег. Как это могло получиться? (Они подошли к разным берегам реки)
«Эта редкая птица повторяет каждое слово, которое слышит», — сказал продавец. Через неделю покупатель вернул птицу в магазин, обвинив продавца во лжи. А продавец говорил правду. Как такое может быть? (Птица глухая)
Пять кусочков угля, морковка и старое ведро лежат посреди двора. Никто их туда не клал. Объясните, как они туда попали. (Раньше это были части снеговика, который потом растаял)

Ситуации могут касаться и литературных героев. Такие загадки для малышей несложно придумывать самостоятельно.

Четверо друзей-музыкантов забрались друг на друга и напугали разбойников. (Бременские музыканты)
Его сделали, но не съели. Он убежал, и тогда его съели. (Колобок)
Она квакнула и упала с большой высоты. Кто она? (Лягушка-путешественница)
Кто-то похвастался и остался без завтрака. (Ворона из басни «Ворона и лисица»)
Сначала он ее поймал, но отпустил. Потом она к нему приплыла, делала подарки, но обиделась и уплыла. (Золотая рыбка)

Советы ведущему и игрокам
Чтобы игра проходила весело, не стоит слишком уж педантично отвечать на вопросы только «да» и «нет». Если «расследование» зашло в тупик и у игроков уже не получается выдвигать новые версии, стоит подсказать им направление поиска, намекнуть, какие из их идей были правильными. Ведь действительно есть такие данетки, которые отгадать очень и очень непросто. Чтобы подогреть интерес, рассказывайте ситуацию таинственным голосом, особенно, если играете с детьми.

При отгадывании данеток в начале игры лучше не пытаться сразу дать ответ. Это вряд ли получится, простые ответы в данетках бывают редко. Лучше задавать побольше вопросов, чтобы собрать информацию и хоть что-то для себя прояснить. Вообще, нужно не бояться задавать вопросы. Пусть даже они будут звучать довольно фантастически. И помните, что ситуация в данетке почти всегда нестандартная, а, значит, нужно уходить от шаблонных вопросов. Ответы бывают очень неожиданными. Они могут быть связаны с именами и фамилиями. Как, например, в такой загадке: «Голый идет по Антарктиде.» Оказывается, Голый — это фамилия человека. Или в загадке может содержаться подвох, шутка, игра слов. «В магазин заходит человек и просит нарезать колбасы не вдоль, а поперек. «Вы пожарник?» — спрашивает продавщица. «Да», — отвечает он. Как продавщица догадалась?» Мы, конечно, пытаемся рассуждать логически, искать связь между профессией и способом нарезки колбасы. А ответ прост: мужчина был в пожарной форме, а колбаса тут ни при чем. Подобный отвлекающий маневр в данетках — обычная вещь.

Где же взять такие загадки для игры? Можно разыскать в Интернете, книгах, журналах. А еще их можно придумывать самим. Практически любая смешная, страшная, необычная жизненная ситуация может превратиться в данетку. Иногда они рождаются как бы сами по себе. Как-то мы всей семьей покупали небольшие подарки для друзей, в гостях у которых собирались встречать Новый год. Рассматривая у кассы баночку крема для хозяйки дома, муж поинтересовался: «А Ира не обидится?» Я сразу поняла, что он имел в виду, а дети — нет. По пути домой они отгадывали эту спонтанную загадку. Все дело в том, что фамилия наших друзей Козловы, а на баночке крема было написано: «На основе козьего молока»…

Ну-ка отгадай!
Вот вам для тренировки несколько занятных данеток разных жанров. Проверьте с их помощью смекалку своих близких.

1. У дамы не было при себе водительских прав. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен, потом, не обращая внимания на «кирпич», двинулась по улице с односторонним движением против хода машин и остановилась, лишь миновав три квартала. Все это происходило на глазах у полисмена, который почему-то не счел нужным вмешаться. (Дама шла пешком)

2. Девушка рассказывает: «Однажды вечером мой дядюшка читал интересную книгу. Тетушка по рассеянности выключила свет и в комнате стало темно. Книга была такая интересная, что дядюшка не стал отрываться, чтобы включить свет, и дочитал книгу до конца в темноте». (Книга напечатана шрифтом Брайля, то есть для слепых)

3. Один студент рассказывает другому: «Вчера баскетбольная команда нашего колледжа выиграла встречу по баскетболу со счетом 76:40. Интересно, что ни один баскетболист в этом матче не забросил ни одного мяча». (Играла женская команда)

4. Человек после кораблекрушения три года прожил на плоту, имея лишь один радиоприемник. Почему он не умер с голоду? (Человек питался «утками» и «лапшой», которыми изобиловали радиопередачи)

5. В газете помещена заметка «Смерть в горах» с фотографией супружеской пары и соболезнованием мужу по поводу гибели жены. Некто пришел в полицию, после чего муж был арестован по подозрению в убийстве. (Этот человек был свидетелем того, что муж покупал в кассе только один обратный билет)

6. Чтобы увеличить спрос на картофельные ножи, одна фирма придумала способ, чтобы они быстро пропадали у хозяйки. Что это за способ? (Ручки ножей были выкрашены под цвет картофельных очистков)

7. Идут люди. Спустя некоторое время они окружают того, кто шел впереди, и убивают его. (Иван Сусанин и польское войско)

8. Метро. Мужчина что-то спрашивает у сидящей девушки. Она удивленно отвечает. Он выбегает… не на своей остановке. Почему? (Мужчина спросил: «Таганская?», имея в виду станцию метро. А у девушки была фамилия Таганская, поэтому она удивленно сказала: «Да», и мужчина вышел не на своей станции)

9. Человек сидит дома. Звонит телефон. Он берет трубку, говорит: «Да». И вешает трубку. Снова звонит телефон. Человек отвечает: «Нет». И кладет трубку. Так повторяется несколько раз. Опять звонит телефон. Он выслушивает, что ему говорят, и восклицает: «Наконец-то!» (Игра в данетки по телефону)

Данетки бывают разными
Если у вас нет в запасе интересной ситуации, а придумать с ходу не получается, можно сыграть в игру, похожую на данетки, но несущую в своей основе не ситуацию, а какой-то загаданный предмет, явление или животное. Например, загадайте какой-нибудь овощ и попросите малыша отгадать, какой именно.

- Этот овощ растет у нас на даче?
- Его кладут в борщ?
- Он красный?..

Аналогично можно задумывать все, что угодно:
- Какое имя я загадал?
- Какую часть одежды я задумал?
- Какую сказку я загадал?
- Какого героя мультфильма я загадал?
- Какой цвет (цветок, насекомое, рыбу, зверя, птицу) я задумал?

Интересная разновидность таких головоломок — числовые данетки. Взрослый загадывает какое-нибудь число, а малыш старается его отгадать. В остальном все принципы данетки сохраняются. Для того чтобы ребенок научился рационально задавать вопросы, сначала пусть загадывает число он, а мама или папа отгадывают. Например, загадано число 16:

- Это число больше 50?
- Нет.
- Это число больше 25?
- Нет.
- Это число больше 12?
- Да.
- Задуманное число больше 18?
- Нет.
- Оно больше 15?
- Да.
- Это 17?
- Нет.
- Значит, 16!

Число отгадано. Кроме всего прочего, такой вариант игры поможет малышу лучше разобраться с числами и понятиями «больше» и «меньше». Из этой же серии задачки: «Какую букву русского (украинского, английского) алфавита я загадал?», «Какой день недели я загадал?». Алгоритм их решения такой же, как и в случае с цифрами.

Еще одна разновидность логических задачек — игра «Черный ящик». Понадобится коробка, в которую нужно спрятать какой-то предмет. Задача игроков, задав 10 вопросов, отгадать, что в ней. Здесь необходимо тщательно продумывать вопросы, чтобы «экономить» их и не выспрашивать ненужные детали. Ящик может быть и «виртуальным», то есть ведущий просто загадывает какой-то предмет, а игроки угадывают его, задавая 10 вопросов.

Давайте возродим в наших семьях эту остроумную, веселую, полезную игру. И пусть благодаря данеткам людей с творческим, нестандартным мышлением становится все больше и больше!

Юлия КАСПАРОВА

Журнал "Мир семьи" март 2008 года