Счетчики







Секреты годовалого малыша, или путеводитель по миру раннего развития

Что нужно знать современным маме и папе, чтобы лучше понимать своего малыша, лучше взаимодействовать с ним, лучше помогать ему осваивать окружающий мир.

Эти знания также позволят Вам уверенно определиться с выбором центра раннего развития, в котором методы обучения Вашего малыша будут соответствовать его возрастным психофизиологическим особенностям, и он будет чувствовать себя наиболее комфортно.

Секрет первый: "Мне интересно - я делаю, не интересно - не заставите!"

По-научному: непроизвольный характер всех психических процессов.

Пример из практической жизни: Вы, заботясь о развитии речи малыша, садитесь почитать ему сказку, но тут в поле зрения малыша попадает машинка и он, не раздумывая, начинает с ней увлеченно играть. Теперь очень трудно заставить малыша отложить игру с машинкой и послушать сказку. Если Вам удастся отобрать у него машинку, то это закончится, скорее всего, плачем и вам обоим уже будет не до сказки.

Что это: одна из возрастных психо-физиологических особенностей. В этом возрасте не следует путать такое поведение с упрямством или действиями "на зло". Малыш просто по-другому не может поступать. Он еще не умеет себя контролировать, ограничивать, мотивировать, планировать свои действия, откладывать что-то на потом, он живет "сиюминутой" и эта минута (предмет) поглощает его целиком. Нас взрослых такое поведение дезориентирует, раздражает, ведь мы уже привыкли все делать последовательно, по плану. Мы уже умеем себя контролировать, сдерживать, заставлять, но от годовалого малыша это требовать еще РАНО!

Что делать: прежде всего, об этой особенности малыша нужно всегда помнить и планировать свои действия на протяжении дня более гибко, учитывая вероятность возникновения таких отвлечений. У малыша – ситуативное поведение. Вот и Вам нужно научиться действовать по ситуации. Не заставляйте малыша делать что-то по Вашему плану против его воли. Это может отобрать много сил и нервов у Вас, испортить настроение и Вам, и малышу. А, главное, отобьет интерес Вашего малыша как от того дела, которое предлагали ему Вы, так и от того дела, которое захватило его. Часто повторяющаяся такая ситуация приводит к формированию патологического характера и чревата задержкой психического развития, потерей интереса к обучению, социальной дезадаптацией и не самостоятельностью.

ВАЖНО!То, что захватило малыша в данный момент, захватило его полностью, на этом предмете или явлении он сосредоточен целиком! Используйте это: то, чем Вы будете с ним сейчас заниматься (делать, говорить, изучать) он впитает и запомнит максимально. Это и есть самое лучшее, что Вы можете сделать для раннего развития своего годовалого малыша.

Секрет второй:"Меня ничего не беспокоит - я общаюсь и делаю, меня что-то беспокоит - я ничего не хочу!"

По-научному: физический комфорт - необходимое условие познавательной активности малыша.

Пример из практической жизни: малыш - сыт, хорошо поспал, одет в сухие штанишки и удобную обувь, ему комфортно. Вы с улыбкой наблюдаете, как он усердно тренируется залезать на кресло, с интересом изучает новую игрушку, с удовольствием "изображает" баранчика, играя с Вами в "баран-баран-буц". Но, все кардинально меняется, если малыша что-то беспокоит. Голод, жажда, жара, мокрые штаны, боль, насморк, любой дискомфорт заслоняют собой все самые интересные вещи на свете, они просто перестают существовать. В такие моменты мир малыша состоит только из физического дискомфорта.

Что это: то, что нам взрослым тоже очень близко и понятно. Каждому из нас очень сложно заниматься даже любимым делом, ощущая какие-то физические неудобства. Но мы - взрослые уже научились работать, превозмогая головную боль, терпеть голод из-за нехватки времени для обеда, носить не удобную модную одежду и не чувствовать ног после длинного рабочего дня на высоких каблуках. Особенностью же годовалого малыша есть то, что его мир еще не так велик, как мир взрослого человека, и этот маленький мир еще не наполнен большим количеством смыслов, ради которых можно терпеть боль, неудобства и фрустрировать (подавлять) свои простейшие потребности. Нет еще материнского инстинкта, из-за которого можно не досыпать, плана продаж, из-за которого рабочий день не нормирован, моды, из-за которой втискиваешь ногу в узкие туфли. Мир малыша только начал формироваться, и отправной точкой в его формировании было тело и телесные ощущения. У годовалого малыша тело все еще остается центром его Вселенной и наибольшим смыслом. Он все еще продолжает через тело познавать окружающий мир.

Что делать: кто как не Вы знаете своего малыша лучше всех. Вам известны те мелочи, которые могут помочь Вашему малышу быть веселым, довольным, активным и получить максимальную пользу от дела, которым Вы с ним занимаетесь. Если Вы идете в центр раннего развития, подготовьтесь заранее: возьмите с собой любимую бутылочку с любимым чаем, любимую одежду, поиграйте с ним по дороге в любимую игру, объясните, куда вы идете и, главное, ведите себя в центре уверенно и непринужденно, чтобы помочь ребенку справиться с естественным страхом перед новыми людьми и обстановкой.

ВАЖНО!Занятия с ребенком, который не выспался, голоден, болен, в плохом настроении принесут мало пользы, а то и наоборот, отобьют охоту заниматься, создадут негативный фон для последующих попыток приобщить ребенка к познавательным занятиям и социуму. Если во время занятия малыш хочет пить, переодеться, кушать и т.д., нужно немедленно отложить все дела и удовлетворить его потребности.

Секрет третий:"Все понимаю, но не говорю".

По-научному: речь находится в стадии формирования.

Пример из практической жизни: Вашему малышу уже год, Вы уже записали в дневник ту счастливую, неповторимую дату, когда он четко произнес свое первое, долгожданное слово, потом появилось второе и третье. Кажется, до предложений - всего один шаг, но....малыш никак его не сделает. А вот его друг по детской площадке говорит намного лучше. Вы активно работаете над тем, чтобы развивать речь малыша: читаете ему сказки и стихи, четко выговариваете слова, много разговариваете с ним во время прогулок и игр, комментируете свои действия, но ничего не меняется. Вы уже начинаете нервничать, Вам кажется, что Ваш ребенок ничего не понимает. Но вот, однажды, Вы озабоченно рассказываете подруге, что никак не можете найти диск с фильмом, который брали у нее посмотреть, и пока Вы с подругой выдвигаете предположения куда же мог подеваться этот диск, Вы с удивлением наблюдаете за тем, как Ваш малыш несет Вам как раз именно этот диск. Но ведь это даже не его диск с мультиками! И тут Вы понимаете, что, видимо, не все так плохо, как Вы опасались.

Что это: одно из чудес, которое происходит с маленькими детьми. Если он не говорит, то это не значит, что он ничего не понимает и его речь не формируется. В том то и дело, что сначала происходит становление пассивной речи и очень быстрыми темпами. Длительность периода "молчания" очень индивидуальна и может продолжаться до 2-2,5 лет. Но ни в коем случае не думайте, что ребенок бездельничает и увиливает от работы над родной речью. Все это время он интенсивно занят расширением своего пассивного словаря, он накапливает опыт, слушая звуки, названия, интонации, темпы, ритмы речи взрослого.

Что делать: давать малышу как можно больше материала для развития: говорить, называть предметы, читать стихи (не обязательно сидя за столом, можно и по дороге в магазин, в очереди в поликлинике - выучить четверостишия взрослому не трудно), петь песенки или слушать их, повторять звуки из окружающего мира - бульканье воды, скрип двери, голоса животных. Все Ваши усилия - вклад в будущее Вашего ребенка. Особенно это заметно на примере развития его речи. Потому, что в один такой волшебный день (из будущего) произойдет "извержение вулкана" - Ваш молчаливый, лепечущий малыш вдруг заговорит, и Вы будете наслаждаться плодами своего труда, слушая стишки, которые он запомнил и, засыпая уже сами под его сказку.

ВАЖНО!Совсем не обязательно заставлять малыша повторять за Вами слова, это - не гарантия, что он быстрее или лучше заговорит. Полезнее для малыша, если он заговорит по доброй воле, когда будет готов. Лучшими будут и его речь, и характер.

Секрет четвертый: "Все игрушки - как игрушки, а эти - какие-то странные".

По-научному: годовалые сверстники не могут быть партнерами по общению.

Пример из практической жизни: на детской площадке Вам не раз приходилось наблюдать, как малыши в одной песочнице играют каждый сам по себе со своими игрушками. И как бы Вы не поощряли совместную игру детишек, они все равно играют рядом, но не вместе. Странно, ведь только что Ваш малыш с таким интересом разглядывал другого малыша и даже протянул ему свою игрушку. На этом все и закончилось.

Что это: вполне нормальное явление для малышей этого возраста. Контакты с другими детьми очень неустойчивые. С одной стороны, малыша тянет к сверстникам, с другой стороны этот интерес не сохраняется длительное время. До этого малыш общался в основном со взрослыми, поэтому ему более-менее понятно как с ними взаимодействовать. Тем более, что задача для малыша упрощается еще и тем, что этот взрослый все время готов идти ему навстречу, помогать, ухаживать и т.д. В лице же своего сверстника малыш встречается с кем-то непонятным, непредсказуемым, неподконтрольным (как и он сам), а, иногда, и враждебным (этот другой трогает его игрушки или разрушает построенную из песка горочку). Малыш пытается изучать этого другого как предметы в своем окружении, но этот "предмет" оказывает сопротивление, вторгается в личное пространство малыша, кричит, плачет, дерется и доставляет массу хлопот, которые не нужны и не нравятся Вашему малышу. Это – какой-то совсем новый опыт, отличающийся как от отношений со взрослыми, так и от игр с игрушками.

Что делать: лучше не оставлять в этом возрасте малышей сам на сам, мол "сами разберутся". Конечно, разобраться то они могут, но как. Лучше здесь не надеяться на "авось", ведь именно Ваш малыш может оказаться слабее, и общение со сверстником закончится для него слезами. А извлечь урок из этого взаимодействия он еще не сможет, так как еще не понимает, что же происходит. Останутся чувство обиды, безысходности и беззащитности, которые лягут в основу формирования характера. Не лучше будет ситуация и с малышем-завоевателем, который решит, что ему все дозволено и он везде главный. Будьте рядом, покажите малышу, что нужно делать в этой ситуации, что сказать в другой. Пусть он чувствует Вашу поддержку и видит пример. Это - лучшая основа для формирования характера.

ВАЖНО!Не следует после неудачного опыта общения Вашего малыша со сверстниками делать вывод о том, что ему еще рано общаться с другими детьми, поэтому лучше держаться особняком, гулять отдельно и не ходить на занятия в центр. Помните о зоне ближайшего развития. Ведь с 1,5 года малыш постепенно начинает воспринимать другого ребенка как партнера.

Секрет пятый:"Никак не пойму для чего нужно взрослым, чтобы я вот тут тихонечко посидел, ну хоть немного".

По-научному: двигательная активность - важнейшая потребность и необходимое условие полноценного психологического и физического развития малыша.

Пример из практической жизни: здесь можно и без примеров обойтись, даже взрослые, которые не имеют своих детей, отлично осведомлены о том, что маленькие дети - это просто какое-то стихийное бедствие: бегают, прыгают, топают, хлопают, тянут, толкают, разбрасывают, рвут, кричат, пищат, крутятся, вертятся, дергают, гремят и все это происходит беспрерывно. Вы уже измотаны, в самый раз посидеть отдохнуть, а Ваш малыш полон сил и у него еще масса идей и дел. Вы мечтаете о том, чтобы он хоть полчаса посидел тихо, спокойно, на одном месте, занимаясь безопасным делом, например, книжку посмотрел. Но только очень немногих может на какое-то время "успокоить" даже очень красочная и интересная книжечка.

Что это: характерное, соответствующее возрасту поведение. С точки зрения взрослого - это бессмысленное, беспорядочное движение. Нет цели, нет ощутимой практической пользы - горячего обеда для всей семьи, убранной квартиры, выглаженных вещей... С точки зрения ребенка – он делает очень важные, неотложные и интересные дела. И как же хорошо, что малыш не посвящен еще во все тонкости понятия «полезности» по-взрослому, он сразу бы потерял интерес к своим детским делам, а делать полезные, взрослые дела он еще не умеет. Вот и получается, что был бы он не у дел. Чем заняться, куда подевать всю ту энергию, которой в избытке? И для чего она ему вообще нужна в таком количестве? На самом деле, это дар Божий, это - то необходимое условие, без которого личность не могла бы состояться. Именно это огромное количество энергии и толкает ребенка на освоение мира, на развитие как физическое, так и психологическое.

Что делать: в первую очередь определитесь, что для Вас важнее - чистота и порядок, тишина и покой, или здоровье и счастье (и это отнюдь, не преувеличение) Вашего ребенка. Если второе, тогда забудьте традиционный вопрос-упрек: «Когда же твоя энергия будет направлена в нужное русло - на что-то полезное?". Ведь она уже туда направлена. Не мешайте выполнять малышу задачи, которые перед ним ставит сама жизнь, помогите ему научиться управлять своим телом, координировать свои действия, овладеть основными движениями, приобрести необходимые моторные навыки. Не нравится беспорядок – организуйте пространство дома так, чтобы Вам легко было убирать после его шумных игр, постепенно привлекайте его к процессу уборки, домашним мешает постоянный шум – почаще гуляйте, свежий воздух, много пространства, много впечатлений. Ваш ребенок настолько энергичен, что к концу даже самого насыщенного дня остается излишек энергии, подумайте о дополнительной нагрузке - бассейн, к примеру, одно из универсальных средств, которое приносит много пользы малышу.

ВАЖНО!Двигательная активность ребенка должна быть организована грамотно. Здесь важно избегать крайностей: ограничения двигательной активности или же чрезмерной нагрузки. Так как, первое лишает ребенка возможности реализовывать свои естественные потребности, в первую очередь, потребность в полноценном физическом и психическом развитии, второе истощает ребенка и физически, и психически и тоже может привести к не полноценному развитию.

Секрет шестой:"И я так хочу…, я тоже так могу!»

По-научному: овладение навыками происходит в процессе подражания

Пример из практической жизни: вспомните с каким удовольствием мы с Вами наблюдаем как малыш, стоя перед зеркалом, причесывается, в точности повторяя движения папы или поучает старшую сестричку мамиными словами, сопровождая все мамиными жестами. Мама варит суп, а малыш тащит свою кастрюльку. И вода ему нужна настоящая, и внимательно смотрит, что же мама бросает в кастрюлю, и помешивает все как мама, и пробует, и солит обязательно.

Что это: все, что есть в активном арсенале у малыша вначале его жизненного пути это – инстинкты, безусловные рефлексы, которые дала ему природа. Со временем, развиваясь, ребенок открывает для себя интересный и одновременно сложный мир социума. В этом мире так сразу не разберешься, так многому надо сразу научиться! Но, к счастью, рядом с малышом есть большие, умные, умелые взрослые. Решение проблемы для малыша лежит просто на поверхности: делай как взрослый и будешь таким же умелым, большим и умным. Главным в таком общении является практическое взаимодействие, в ходе которого взрослый выступает как его соучастник, помогая малышу освоить то или иное действие. Взрослый предстает перед ребенком как образец того, как нужно делать правильно

Что делать: быть для ребенка образцом того, что и как нужно делать. Просто и здорово: быть образцом! Но, родители знают, что и для этого нужно терпение. У Вас такой насыщенный день, столько дел, все нужно успеть, а малыш делает все так медленно, просит показать, помочь, что-то разлил, разбил, рассыпал, расплакался, потому что не получается. И на все это нужно еще время, а Вам некогда, некогда, и Вы устали убирать за ним или показывать 10-й раз как бросать мяч… Остановитесь, подумайте о том, что Ваш ребенок в своем развитии переживает «мифическую стадию»: Вы для него как всемогущее божество, которое может все и от которого он зависит (вспомните, как Вы сами в детстве смотрели с низу вверх на своих родителей, и они казались Вам огромными). Помогите своему малышу научиться, освоить какое-то действие, лучше всего он обучается и развивается повторяя за Вами. Ребенок не «обезьянничает», он тренируется и учится.

ВАЖНО!Ни в коем случае не заставляйте ребенка повторять Ваши действия, это должно быть не навязчиво, по желанию. Не забывайте, что для закрепления навыка необходимо повторение, а необходимое количество повторений индивидуально для каждого ребенка. Прислушивайтесь к малышу и повторяйте ровно столько раз, сколько потребуется Вашему ребенку.

Секрет седьмой:"Ээй, посмотрите на меня! Посмотрите, что я сделал! Правда, здорово!".

По-научному: эмоционально-деловое взаимодействие со взрослыми

Пример из практической жизни: малыш увлеченно рвет на кусочки странички красочного глянцевого журнала, а потом, ухватив своими маленькими ручками сколько сможет, приносит Вам. Он рисует на листочке свои первые «каляки-маляки» и каждый рисунок показывает Вам. Он с удовольствием демонстрирует Вам движения его любимого героя из мультфильма. А когда Вы говорите, что он молодец, сияет от счастья.

Что это: один из основных стимулов предметной деятельности и познавательной активности детей раннего возраста. Малышу необходимы поддержка и оценка его действий Вами. Любое новое действие, которому он научился, это – важнейшее событие в его жизни, это – огромное достижение! Он идет делиться своими успехами с Вами, ему важно получить от Вас подтверждение, что он сделал что-то хорошее, красивое, что у него что-то получилось, он что-то уже умеет. Как часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда малыш боится нового места, не решается попробовать что-то новое, не интересуется окружающим миром, не инициативен, не уверен в себе, не настойчив. И с возрастом это усугубляется и превращается в проблему. А начинается все с порванного журнала. Лучший способ придать ребенку уверенность в своих силах – создать благоприятную эмоциональную атмосферу общения. Создать ее ребенку просто: нужно лишь внимание близких и доброжелательное отношение. Малыш должен ощущать важность своих занятий. Он ждет оценки от Вас, ведь именно она укрепляет его уверенность, стимулирует его деятельность, формирует желание осваивать что-то новое, создает основу для умения настойчиво продолжать и добиваться своих целей.

Что делать: быть внимательным, доброжелательным и терпеливым. Не забывайте похвалить малыша (в искусстве похвалы тоже есть свои секреты!). Обязательно поддержите малыша, когда у него что-то не получается, сделайте это вместе с ним. Вы – источник уверенности малыша, то что вы успешно сделаете вместе, со временем он прекрасно сделает сам. С Вашей помощью и поддержкой все становится возможным и достижимым. Конечно, бывает трудно сдержаться, когда малыш испортил своими рисунками обои или «украсил» Ваши любимые штаны. Но, поверьте, такой подвиг для Вашего масика совершить стоит. Допустим, Вы не сдержитесь и отругаете малыша, а то еще хуже, накажете его. Но в этом возрасте он ни за что не разберется, что он сделал не так. Вывод один: то, что он делал – плохо. А что он делал? Рисовал (развивался, обучался). И маме это не понравилось. Вот так кирпичик за кирпичиком Вы закладываете в характер своего ребенка неуверенность в себе, безынициативность, пассивность и много других черт, которые станут не самыми лучшими помощниками Вашему малышу на жизненном пути. Так может, ну его наказание. Может, посмотрите в глаза малыша. В них - радость, восторг и …….ожидание. Ожидание положительной оценки и поддержки. Так может, то, что в глазах Вашего малыша важнее, чем обои, брюки и все материальные ценности этого мира. Обои через несколько лет начнут отклеиваться, а похвала за очередной шажок вперед обернется будущими успехами самого дорогого для Вас человека на свете. А между нами, положа руку на сердце, злиться то Вам надо не на малыша, а на себя. Ведь это Вы не доглядели и не организовали вовремя действия малыша в «безопасной» для Вас форме.

ВАЖНО!В этом возрасте важен не результат, важен сам процесс. Не оценивайте произведения Вашего малыша с точки зрения общепринятых эстетических норм, художественной ценности и просто обыденного «это надо делать так». Всему свое время. Чем больше свободы и поддержки Вы дадите малышу сейчас, тем лучших результатов он будет добиваться в будущем.

Секрет восьмой: "Что тут думать, трясти надо".

По-научному:наглядно-действенное мышление

Пример из практической жизни: Вы купили своему малышу игрушку с вкладышами. Пора развивать логику. Малыш рад новой игрушке, с интересом рассматривает красочные фигурки, вслед за Вами пробует протолкнуть фигурку в отверстие. Вот только Вы выбранную Вами фигурку сразу проталкиваете в соответствующее отверстие, а он пытается протолкнуть квадрат в круглое отверстие. А когда у него не получается, он втискивает его в прямоугольное отверстие. Следующая фигурка у него тоже не помещается в отверстие, он бросает ее и берет другое. Результат тот же. И так продолжается до тех пор, пока какая-нибудь фигурка не поместится в отверстие и пока малышу не надоест это занятие. И никакие Ваши объяснения не заставят малыша сначала хорошенько подумать, сравнить фигурку с отверстием, а потом уже действовать.

Что это: свойственный возрасту способ познания окружающего мира. Ваш ребенок еще не может думать в привычном для нас взрослых смысле этого слова. И еще долго не сможет. Не волнуйтесь. Детки вплоть до школьного возраста – правополушарные, познают мир чувственным путем. В один год малыш не мыслит образно, но зато он тянет, толкает, рвет, ломает, облизывает, стучит и т.д. Другими словами он знакомится с миром, в котором живет, совершая практические действия с предметами. И это – не забава, это очень серьезный процесс – РАЗВИТИЕ. Нельзя познать мир по-наслышке. Мышление в отвлеченной форме, возможно только с опорой на накопленный опыт. А у малыша в багаже опыт еще минимальный.

Что делать: осознайте, что малыш – это не маленькая копия взрослого. Разграничьте задачи, которые ставит перед малышом его возраст и свой опыт, знания и умения. Не пытайтесь вложить в малыша все и сразу. Он и сам хочет узнать все. Вспомните знаменитого Петю Пяточкина. И в Вашем малыше есть какая-то загадочная пружина, которая толкает его вперед. Одна из важных Ваших родительских задач – не помешать естественному ходу событий, не испортить то, что дано природой. Давайте малышу материал для развития, давайте ему столько времени, сколько нужно именно ему, даже, если Вам кажется, что нужно делать быстрей или кто-то делает быстрей, разрешайте ему делать по-своему, даже, если Вы знаете способ получше, давайте ему задания, с которыми он может справиться по возрасту. Лучший способ заложить прочную основу для дальнейшего успешного интеллектуального развития ребенка – максимально развивать то, что есть у малыша сейчас. Дайте ему познавать мир всесторонне и глубоко: ему нужно все потрогать, попробовать, разобрать, разломать, сложить, испробовать на прочность, найти какое-то новое применение. Все это – опыт, на который он будет опираться в следующий раз.

ВАЖНО!Помните – придет время и он будет сидеть за партой от звонка до звонка 10-12 лет подряд, поэтому, подумайте, стоит ли загонять малыша в жесткие рамки интенсивного обучения намного раньше, принося в жертву свободу, спонтанность и непроизвольность, присущие раннему детству. Не заставляйте делать по-Вашему, не забегайте вперед с заданиями.

P.S. ОЧЕНЬ ВАЖНО!!!Как часто анализируя поступки и судьбы окружающих знакомых и не знакомых людей, мы приходим к выводу, что, возможно, ключевым фактором, обеспечивающим достижение успеха в любом деле, является вера в себя, в свои силы и способности. Эта вера – важная составляющая ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ. Формирование ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ начинается намного раньше, чем принято считать. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ. Поэтому, глубокое понимание всех вышеописанных секретов поможет Вам не только правильно и всесторонне развивать малыша, но и, что может быть гораздо важнее, подскажет, как сформировать правильное ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ, включающее веру в свои силы, адекватную самооценку, уверенность в том, что его любят и уважают. Только на такой почве у ребенка могут развиваться такие желанные для родителей личностные качества как самостоятельность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, ответственность.

Юлия Шимко,
психолог Центра «Маленькое счастье»