Счетчики







Откуда берутся отличники

Каждому родителю очень хочется, чтобы его ребенок учился с удовольствием, чтобы ему нравилось ходить в школу, чтобы выученный урок не улетучивался из памяти, едва прозвучит звонок на перемену. Но, увы, очень часто случается так, что ребенок, поначалу так радующийся своему новому школьному статусу, уже к концу сентября все чаще заявляет: "Что-то мне сегодня не хочется в школу идти…", "А до каникул сколько осталось?"

Наш консультант
психолог, педагог высшей категории психосоматической клиники клинической базы Украинской военно-медицинской академии Ирина ЖАБСКАЯ

И родители начинают тревожно выспрашивать у чада: может, что-то не получается, может, что-то надо объяснить. А в ответ слышат: "Да нет, просто неинтересно…"
Вот так, всего за месяц-полтора улетучивается интерес к учению, и бедному ребенку теперь предстоит целых 12 лет жить исключительно под давлением слова НАДО.
Грустно… Однако не стоит отчаиваться, еще не все потеряно. Интерес к учебе можно вернуть - и не только в первом классе, но и в третьем, и в пятом, и в седьмом. Но прежде чем рассказывать об этом, давайте вернемся к истокам и выясним, что можно было сделать для того, чтобы этот интерес не исчез...

Любимая математика

Камень преткновения второго класса (да и всех последующих лет) - это изучение и зубрежка таблицы умножения. Наши отцы и деды ее зубрили, мы зубрили и детям своим завещали. "Тяжело в ученье, легко в бою", - твердим мы. И ошибаемся. Учить таблицу умножения можно начинать задолго до школы. Учить играя. Древняя истина, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, верна и здесь. Ведь у ребят наглядно-действенное мышление: они не понимают, что это за знак такой 2, 4, 5, 9, а вот представить, что это графическое изображение обозначает, например, количество пальчиков на руке или сосисок в тарелке, это они могут. Родители же кричат: "Не считай на пальцах, считай в уме!" И очень зря.
Состав числа надо учить на ощупь. Вот, например, семейный ужин, когда за столом собирается несколько человек. И кто-то из взрослых говорит ребенку: "Послушай, вот у нас три вилки, три ложки - а сколько всего приборов лежит на столе? А сколько тут помещается двоек, сколько единиц?"

"Сколько по сколько"

Спрашивайте у ребенка: сколько двоек в четверке, сколько троек в шестерке. Но помните, что от одних только вопросов толку не будет. Играйте. Например, кто-то выиграл, и ему как приз - разрешение прыгнуть два раза по два. Сколько раз ты прыгнул? Если выигрывает мама, она может умышленно ошибиться с подсчетами, чтобы ребенок обнаружил ее ошибку и поправил. Меня мой сын научил умножать правильно. Приехала навестить его в лагерь - он тогда заболел и лежал один в изоляторе. Я его спрашиваю: "Сыночка, ты что делаешь. Он говорит: "Таблицу умножения учу". Я ему скорее лоб трогаю - не бредит ли ребенок. А сын рассказывает, что сейчас мечтает, как он гуляет по зоопарку, где в каждой клетке живет одинаковое количество зверей. Он считает, сколько их в двух клетках, сколько в трех.
Многие родители хвастают друг перед другом: "А мой ребенок в три года уже до ста считает!" Да хоть до миллиона! И чудесно, если этот юный математик скажет, что больше: 3 или 5. Но, увы, чаще бывает, он не может ответить на этот вопрос. А все потому, что знание названий всех цифр совсем не означает, что у ребенка сформировалась база, на основе которой будет строиться вся математика. Осознание придет только после "прочувствования": ребенок должен трогать руками разные формы, разные предметы. ("Чего у нас в комнате больше - больших предметов или маленьких? А на сколько больше (меньше)?", "Сколько горошинок умещается в наперстке, сколько фасолинок, на сколько горошинок меньше, чем фасолинок? Как "не меньше"? Больше? А почему?")
Ребенок должен уметь ориентироваться в пространстве, во времени. Как это сделать? Легко! Например, поиграть всем вместе в робота. Папа командует: "Два шага вперед, повернись налево, два шага вперед, повернись направо, три шага налево. Ура, ты дошел до телевизора. Какой у меня послушный робот!" А теперь ребенок превращается в командира, а папа в робота, причем в робота бестолкового, который делает неправильное количество шагов и поворачивает не туда, куда надо. А командир его исправляет. Если с ребенком так поиграть три-четыре раза, то он четко будет знать вправо, влево, назад, перед собой, в сторону, под ногами, над головой, вниз, вверх. И еще вдобавок разовьет глазомер. Потом, когда ваш малыш пойдет в школу и вплотную приблизится к таблице умножения, то обнаружится, что он отлично знает, сколько троек в девятке, и даже сколько в этой же девятке четверок, и кто останется "без друзей" (в смысле, в остатке).

Таблица умножения

Если со сложным делом сложения и умножения ребенок в первый раз сталкивается только в школе, то и тогда не надо действовать дедовскими методами - зубрежкой. Она не спасет. Многие дети назубок знают всю таблицу, но если несколько раз хлопнуть в ладоши (например, два раза по три) и попросить их сказать, сколько всего было хлопков - ребенок надолго задумается и, в большинстве случаев, так и не сможет сосчитать.
Дело в том, что нельзя учить таблицу умножения без наглядно-действенного подкрепления (тех самых горошинок, счетных палочек и своих собственных пальчиков) и без использования всех видов анализаторов: слуха, зрения, осязания и даже вкуса. Остановимся на этом подробнее.
Считают глаза. Скажите ребенку, чтобы он сел себе на руки, и выложите перед ним на стол, например, девять палочек, дайте минуту-другую полюбоваться на них, а потом чем-то закройте. Ни трогать палочки, ни считать их вслух нельзя. "Работают" только глаза.
Считают уши. Ребенок сидит в той же позе - держа руки под попкой, молча, только теперь у него еще и глаза закрыты. А вы хлопаете несколько раз в ладони - пусть посчитает сколько. Затем скажите: "Давай ты спрячешься, я тебе свистну четыре раза, а ты мне в ответ хлопнешь на один раз больше".
Считает язычок. Нарежьте яблоко на мелкие кусочки и несколько из них положите ребенку в ротик - пусть посчитает, сколько их оказалось на язычке.
Считает тело. Предложите: "А теперь закрой глазки, ушки закрой пальчиками, а я тебя по плечу потрогаю - скажи, сколько раз я до тебя дотронулась?"

Очень важно, чтобы играя вы менялись ролями - ребенок тоже должен проверять родителей: а они-то сами считать умеют? Обязательно делайте ошибки - давайте маленькому учителю возможность поймать вас на неправильном ответе. С помощью таких нехитрых хитростей вы разовьете в ребенке уверенность в себе и внимательность. А уж порадуете-то как!
Тут родители могут возразить, что игры играми, но таблицу умножения на уроке все равно отвечать придется. Совершенно верно. И для того, чтобы эта самая таблица просто от зубов отскакивала, не поленитесь сделать свою собственную таблицу. Это квадратный лист картона, расчерченный на 25 квадратиков (или больше). В центральном - цифра 3, во всех остальных в произвольном порядке числа, кратные 3 (от 6 до 75).
Главное - не оставлять ребенка с таблицей один на один, учитесь вместе с ним. Здесь надо сыграть в азарт, сыграть весело и увлеченно - и ребенок даже не сообразит, что сейчас вы не играете, а занимаетесь. "Кто первый найдет три четверки? Кто знает, сколько двоек в восемнадцати? А троек? А шестерок? А девяток? Две тройки - это 6, а дважды три - сколько будет? Три тройки - это девять. Угадай, сколько троек в 75? А в 57? А ну-ка, давай ты меня проверишь!
Такие таблички можно сделать на все цифры, и, если развлекаться с ними два-три раза в неделю, то незаметно дойдете до возведения в квадрат и куб!
Возможно, вы спросите, какая разница, по какой таблице зубрить. Ответим: привычная таблица умножения сначала зазубривается, потом понимается, потом забывается. Давайте пройдемся по улицам и узнаем, кто нам быстро ответит на вопрос: "Сколько будет семью восемь?" В лучшем случае - два-три человека из десяти. А ведь все в школе когда-то учились. Наша же табличка сначала понимается, а потом выучивается и выучивается так глубоко, что забыть ее невозможно. Кропотливая работа с таблицами делает таблицу умножения инструментом, учит прилагать усилия в умственной деятельности.

Чтение

Принципы, о которых пойдет речь, касаются абсолютно любого языка (кроме, пожалуй, иероглифов): английского, итальянского, украинского.
Многие родители переживают, что их ребенок никак не может выучить алфавит. И напрасно - знание абсолютно всех букв может не привести к чтению. И наоборот, не обязательно знать все буквы, чтобы научиться читать.
Буква сама по себе не информативна. А - это не арбуз и не аист. А - это знак, который расшифровать ребенку невозможно. Малыш учит букву не потому, что ему это очень хочется, а потому, что он хочет услышать от родителей похвалу - на эту радость и восхищение ребенок и ведется.
Когда ваш малыш переводит взгляд с первой буквы на последнюю, первую он уже не видит, а в силу того, что значения она никакого не имеет, он ее и не помнит. Это не хорошо, не плохо. Это - естественно. Буквы для ребенка - информация бессмысленная, мертвая. Желая сделать ее доступнее, мы ее только осложняем: В - воробей, О - облако, Р - река... А когда еще у малыша в головке эти В-оробей, О-блако, Р-ека соединятся по странной прихоти взрослых в ВОРОНУ…
Восприятие должно быть осмысленным. Углубленное понимание, хранение материала и умение им пользоваться - вот что мы называем чтением.

Говорящие буквы

На начальном этапе обучения чтению надо создавать ситуации, в которых написанные слова будут выступать посредниками в интересной игре. Например: водичка кап-кап (пишете "кап-кап"), часики тик-так (пишете "тик-так"), комарик з-з-з-з (пишете "з-з-з"). И если под нарисованным комариком будет лежать карточка "з-з-з" (это не комарик, это его голосок), под лягушкой на книжной страничке окажется надпись "ква-ква" (это не лягушка, это ее голос), а потом эти карточки отложить в сторону и во время следующего чтения любимой книжки спросить у ребенка: "А что же говорит лягушка-квакушка" (пусть найдет карточку "ква-ква"). Поверьте, он ее быстро отыщет, потому что, хотя малышу ничего не говорит буква К, буква В, буква А по отдельности, то КВА он вполне может соотнести с лягушачьим образом.
Следующий пример. Вот наша собачка написала письмо: "Гав-гав-гав". Кому она его написала? Собачке! А потом карточку с "гав-гав-гав" положите на картинку с собачкой и спросите: "А кто же это у нас тут спрятался под этими буковками? Ага, это собачка!
После четырех-пяти повторов ребенок будет без запинки относить "гав-гав" к собачке, "кря-кря" - к уточке, "мяу-мяу" - к кошечке...
Еще можно играть в разведчиков и партизанов. Наклейте по квартире листочки с надписями "лампа", "стол", "стул", "кран", "окно" - и вперед. На первом этапе лучше использовать простые немногосложные слова. И пусть эти слова обозначают те предметы (или действия), которые ребенок видит, слышит, трогает каждый день. И накапливайте слова, собирайте их, используйте в сказках, разговорах. Например: "Куда пошла спать наша кошка? В ШКАФ. Где у нас это слово? Вот оно! А откуда мы махали папе, когда он шел на работу? Из ОКНА. А это слово где?"...
Так слово начинает работать в системе. Маме достаточно это делать в течение нескольких минут раз в неделю, потом папе, потом бабушке, и, глядишь, окажется, что ребенок уже читает! И еще напомним родителям: ошибайтесь! Давайте ребенку возможность найти вашу ошибку, пусть он учится быть внимательным. Он должен посмотреть, сравнить, соотнести и сделать выбор.

Фокусы с книжками

Позже в вашем арсенале обучающих средств появляется книга, газета, старый журнал - ребенок начинает учиться ориентироваться на страничке. Пусть он возьмет карандашик и зачеркнет все строчки в коротком газетном столбике. Только сразу договоритесь, что портить книжку нельзя, а вот работать с книгой можно и нужно. Пусть зачеркнет или обведет слова, состоящие из одной буквы. Или, например, вы выучили слово "квас" - и пусть малыш найдет в газетном столбике все буквы А. А потом пошутите с книжечкой: переверните ее вверх ногами и зачеркните, например, все двухбуквенные слова. И еще посчитайте, каких слов больше - из одной или из двух букв, - и на сколько. Однако помните, что такая работа, чтобы быть в удовольствие, должна длиться не больше 5-7 минут. (Конечно, ребенок первый раз может и час просидеть на этом зачеркивании и перетрудиться, зато в следующий раз он подсознательно будет избегать этого занятия. Не захочет.)
С помощью этой игры графические знаки станут средством понимания, малыш научится ориентироваться на страничке, у него расширится поле зрения.
Следующий этап - развитие фонематического слуха. И здесь помогут все известные игры в слова, в города, в "балду". Можно попробовать говорить с ребенком без гласных. Например, вы говорите "д-р-г" и спрашиваете, какое слово вы имели в виду? Дорога? - правильно. Или "м-г-з-н" - магазин.
Еще одна игра - в "эхо". Вы тихим-тихим шепотом, но хорошо артикулируя, произносите слова, а малыш их угадывает. Дети, игравшие в эти игры в детстве, потом, в школе, отлично справляются с суффиксами, префиксами, окончаниями и корнями слов.

Когда ребенок уже немного читает и в школе ему задают подготовить рассказ для выразительного чтения, не заставляйте его пять раз подряд прочитывать заданное. В этом нет никакого смысла. Пусть малыш прочтет одно предложение так, как читает обычно, второе - шепотом, третье - очень громко. Или одно предложение - как Пятачок, второе - как Вини-Пух, третье - как Иа-Иа. Конечно, времени на такое чтение уйдет больше, зато текст станет для ребенка родным, понятным, потому что модуляции голоса и эмоциональная раскачка - основы выразительного чтения.
Если же говорить о первоклашках, у которых не очень большие тексты, то здесь можно добавить еще упражнения: "Сколько здесь предложений? Давай посмотрим, сколько слов в первом предложении? А если мы поменяем слова местами, что получится?" Такая работа и глазки детские укрепит, и осознанность углубит, и хорошие отметки обеспечит.
Следующий способ: прочитать текст один раз как обычно, а потом повернуть книжечку боком, а потом - вообще вверх ногами. Это трудно, однако очень полезно. Попробуйте сделать так один, два, три раза - и вы увидите результат. Ребенок научится узнавать буквы под любым углом, в любом положении. Он будет видеть не отдельные буквы или слоги, а слова и словосочетания целиком.
Есть и другой путь: малыш читает один раз, но к каждому предложению ставит по три вопроса. Можно даже соревноваться: кто больше вопросов поставит. Если вы научили ребенка читать и задавать вопросы к каждому предложению, считайте, что вы сделали шаг к золотой медали.
И еще вариант: прочитать предложение и выделить в нем подлежащее и сказуемое, даже если этого не задавали. И если так делать ежедневно, то ребенок научится с первого прочтения безукоризненно понимать смысл прочитанного. Кстати, совсем не лишним будет искать главные члены предложения и в задачах по математике. Вообще очень и очень полезно просто читать пару раз в неделю эти задачки по нескольку раз (громко и шепотом, как Вини-Пух и Кот Леопольд), находить в них подлежащие и сказуемые, а потом пересказывать задачки близко к тексту. А решать их - не обязательно! Вы удивитесь, но вскоре хорошие отметки у вашего ребенка будут не только по чтению, но и по математике.

Кстати
Проверка способностей родителей - это универсальный метод обучения ребенка!

О калькуляторе
Подарите его, кому хотите, но только не своему ребенку! Ведь калькулятор - это универсальный метод общения с ребенком, которого вы редко видите.

Не надо стараться сразу научить малыша читать - нужно формировать у него способность общаться при помощи графических знаков.

Играем!
"Балда"
Количество участников не ограничено.
Первый игрок загадывает слово и называет его начальную букву. Второй придумывает слово на заданную букву и называет первые две буквы, третий придумывает слово на заданные две буквы и называет три первые буквы слова. И так далее. Первый этап игры заканчивается, когда кто-то из игроков не может придумать слово, начинающееся на заданные буквы. Этому игроку присваивается буква Б (первая из слова "балда").
Затем игра возобновляется. Следующий проигравший тоже получает букву Б. Самые невезучие игроки постепенно накапливают все слово, и проигрывает тот, кто первым стал "балдой".
Если слово "балда" кажется кому-то из игроков обидным, можно придумать любое другое. Например, "умник" или "незнайка".

Мария ГАЛЬЧЕНКО

Журнал "Мир семьи", №2, 2005 год