Счетчики







Читаем без ошибок

Ярош Татьяна Александровна

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительные, речедвигательные и слуховые органы. Чтение – это один из видов письменной речи, оно формируется на базе хорошо развитой устной речи.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Потом каждая буква соотносится со звуком, формируется звуковой (произносительный) образ слова. И наконец звуковой образ связывается со значением этого слова. Так происходит понимание читаемого.

Для того, чтобы каждая буква была успешно усвоена ребенком необходимы такие условия:

  1. Ребенок должен различать все звуки речи, не смешивать их между собой. В противном случае одна и та же буква может соотносится с разными звуками. Усвоение буквы происходит медленно, за ней не устанавливается определенного звука.
  2. Ребенок должен хорошо усвоить оптический (зрительный) образ буквы. Различие многих букв заключается в разном положении одних и тех же элементов (ь, р) или в разном количестве их (ц, щ). Поэтому очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты пространственные представления (право - лево, верх - низ).
  3. У ребенка должна быть хорошая зрительная память, чтобы запомнить начертание буквы.
Осознание смысла слова происходит лишь после того, как читаемое слово произнесено вслух.

Нарушение процесса чтения называется – «дислексия». Дислексия чаще встречается у мальчиков. Причина появления дислексии различны:

  1. Внутриутробное кислородное голодание ребенка.
  2. Инфекционные заболевания беременной.
  3. Неблагоприятные факторы во время родов: затяжные или стремительные роды, обвитие пуповиной, родовая травма.

При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:

  1. Замены и смещение звуков при чтении.
  2. Побуквенное чтение – нарушение слияния букв в слоги и слова.
  3. Искажение структуры слова – пропуски, перестановки, добавление букв.
  4. Нарушение понимания прочитанного.

У детей с дислексиями часто наблюдается недоразвитие моторики, что сказывается на формировании пространственных представлений. Дети-дислексики испытывают трудности в определении правого и левого, верха и низа. Неточно определяют форму и величину предмета.

Чаще встречаются дислексии у детей с доминирующей левой («левши»). У детей-дислексиков часто встречаются нарушение устной речи, задержка речевого развития.

Слуховое восприятие при дислексии неустойчиво, это затрудняет овладение звуковым образом слова. Двуязычие в семье и школе также может стать фактором, вызывающим дислексию.

Различные виды дислексий можно объединить в такие группы:

  • фонематическая дислексия возникает при недоразвитии слухового восприятия речевых звуков (фонем)
  • оптическая дислексия отмечается при неустойчивости зрительно-пространственных представлений
  • моторная дислексия возникает при затруднениях в движении глаз во время чтения. Отмечаются прерывность, скачкообразность движений глаз, изменение направленности.

Пути преодоления дислексии

  1. Для устранения фонематической дислексии необходимо развивать звукобуквенный анализ слова, тo есть определять количество и порядок звуков в слове. Для этого сначала ребенка учат определять, есть ли заданный звук в слове. Потом предлагают назвать первый звук в заданных словах: рак, рама, радио, работа, и т. д. После этого нужно научить ребенка называть звук в конце слова: лес, нос, квас, погас, компас.

    Более сложным является задание определить, где находится заданный звук: в начале, в конце или в середине слова. Например, где находится звук – л – в словах: лапа, мыла, бал, палка, стол, ложка, молоко, гол, и т. д.

    Последний этап – это последовательное называние звуков в слове: рак – р а к, каша – к а ш а, ручка – р у ч к а.

  2. При оптической дислексии наблюдаются трудности в усвоении зрительного образа буквы (путаются похожие по начертанию буквы). В связи с этим работа проводится в таких направлениях:
    - развитие зрительного восприятия.
    - развитие зрительной памяти.
    - формирование пространственных представлений (верх - вниз, право – лево, под - над).

    Ребенку можно предложить задание: положить ручку справа от тетради, карандаш положить слева от книги и т. д. Написать заданные буквы справа или слева от вертикальной линии.

    Для развития зрительной памяти предлагаются следующие задания:
    - запомнить 4-5 картинок, потом назвать их по памяти.
    - запомнить 3-5 фигур, цифр или букв, затем выбрать их среди других (8-10).
    - разложить 3-4 картинки в нужном порядке после того, как их перемешал взрослый.
    - разложить по памяти буквы, цифры или фигуры так, как они лежали до перемешивания.
    - Игра «Чего не стало?» На столе 5-6 игрушек, ребенок запоминает их. Потом взрослый прячет 1 игрушку.

  3. Дифференциации зрительных образов букв.
    Необходимо сформировать четкий зрительный образ каждой буквы.
    - Найти заданную букву среди графически сходных букв.
    - Определить буквы, находящиеся в неправильном положении среди обычных букв.
    - Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.
    - Дописать недостающие элементы буквы.
    - Назвать буквы, наложенные друг на друга.
    - Показать правильную букву в паре, где одна буква написана верно, а вторая зеркально к ней.
    - Сконструировать буквы из спичек.
    - Вылепить буквы из пластилина.
    - Соотнести букву с каким-нибудь предметом: О – обруч, Ж – жук, П – перекладина, Н – лестница.
    - Выучить стишки о буквах:
    «А» - как лесенка стоит,
    перед входом в алфавит.
    Буква «Б» с большим брюшком,
    В кепке с длинным козырьком.
Эти несложные упражнения помогут ребенку избежать трудностей при чтении.