Счетчики







Эмоциональное развитие малыша (от 0 до 3 мес), как помочь?

Отношения между мамой и её маленьким чадом – это очень «интимный» процесс.
Казалось бы, два разных человека: мама – уже сформированная психологически личность и ребенок – полная этому противоположность, у которого психика пока полностью слита с физиологией. Но уже на последних месяцах своей беременности и на протяжении многих месяцев после родов женщина находится в особенном состоянии, которое ей позволяет поставить себя на место ребенка. Это происходит для того, чтобы мама смогла увидеть мир «глазами ребенка» и таким образом лучше понимать и удовлетворять его потребности.

На ранних этапах эмоционального развития у ребенка может появляться чувство огромной тревоги, паники, т.к. все, что происходит вокруг для него ново и непонятно. И именно забота матери, ее любовь и ласка, ее понимание его потребностей помогает ребенку справляться с эмоциональным напряжением. И только мать способна понимать ребенка настолько, чтобы быть в состоянии приспосабливаться к постоянно меняющимся потребностям ребенка.

Психологическое здоровье ребенка уже с первых дней закладывается его мамой, т.к. именно она обеспечивает «поддерживающую окружающую атмосферу». Она закладывает основы сильного характера и всесторонне развитой личности.

Для того, чтобы достичь желаемого результата, маме нужно постоянно учиться слышать собственного ребенка. И таким образом обеспечивать ему необходимые вещи: доверие, уважение, поддержку и безопасность.

Первые три года играют огромную роль в формировании личности ребенка, т.к. именно в этот период ребенок из совсем беспомощного существа превращается в относительно самостоятельного человечка, и при этом осваивает огромное количество информации.

В самые первые месяцы жизни у ребенка формируется доверие или недоверие к миру.

Когда ребенок еще крохотный весь его мир – это его мама. Она является способом познания всего вокруг – она это и разнообразие цветов, это и мир звуков, она есть источником питания и удовлетворения всех потребностей малыша. Чувствуя ее эмоциональное состояние, ребенок для себя определяет, – какой он этот мир и как на него реагировать. Из этого следует, что если мама постоянно нервничает, сердится, избегает прямого общения с ребенком и т.д., то ребенок воспринимает окружающую среду как враждебную. Он не доверяет ей. И в ответ на это малыш плачет, капризничает, нервничает, плохо кушает, плохо спит и т.п. А мама при таком раскладе переживает хроническую усталость и эмоциональное истощение.

А теперь развернем ситуацию наоборот. Мама счастлива, спокойна, с удовольствием играет с ребенком, разговаривает с ним, показывает всю прелесть мира. Чувствуя спокойствие и умиротворенность мамы, малыш с доверием относится к миру, к окружающим его людям. У ребенка улучшается сон, он начинает хорошо кушать, может без особой тревоги и гнева переносить отсутствие мамы: он уверен, что она вернется, что все его потребности будут удовлетворены.

Таким образом, если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок доверял окружающему миру, чувствовал себя уверенно и комфортно – доверяйте ему сами. А самое главное доверяйте себе, и наслаждайтесь общением с малышом.

Важным событием в жизни ребенка становится момент, когда он приближается к отметке 1 год. Малыш начинает ползать, ходить, исследовать окружающий его мир. В процессе этого у ребенка появляется желания требовать, присваивать, разрушать, таким образом, он проверяет свои силы. На этом этапе у малыша очень стремительно возрастает чувство самостоятельности, независимости. В этот период важным есть то, как родители реагируют на разные проделки своего ребенка. Ведь именно от их реакции зависит – будет ли их ребенок страдать чувством стыда, сомнениями, нерешительностью, или будет уверенным в своих силах и научится взаимодействовать с миром самостоятельно.

Малышу интересно все, ему хочется попробовать себя во «взрослых делах». Но он еще слишком неловок и многое у него получается не совсем «правильно» и родители сердятся на него, придумывают разные ограничения в действиях, требуют определенного поведения. Если родители делают это слишком часто, то у малыша появляется постоянная настороженность, скованность в поведении, необщительность. Такое ощущение приносит много внутреннего дискомфорта ему, и это выливается в агрессивное поведение, непослушание, истерики и т.д.

А если же родители поддерживают ребенка в его самостоятельности, дают больше свободы в действиях, подкрепляют самовыражение – так ребенок учится конструктивно сотрудничать с окружающим миром, чувствуя себя при этом комфортно и спокойно. У малыша формируется внутренняя уверенность, что ему под силу все.

Ближе к трем годам ребенок начинает еще активнее познавать все вокруг. Ребенок начинает играть в ролевые игры, таким образом, изучая отношения взрослых, пробуя разные модели поведения, разные способы реакции на мир. И как раз в этот момент у ребенка формируется и проявляется инициатива. Например, ребенок хотел помочь Вам сварить макароны, и теперь они по всей кухне, или малыш решил самостоятельно постирать папе носки, сбросив их в кастрюлю и засыпав порошком, а еще ребенок стал внезапно проявлять инициативу в выборе одежды, что напрочь отличается от маминого вкуса – вариантов инициативы в поведении может быть бесконечно много.

А как же при этом вести себя родителям? Иногда родители начинают ограничивать своего ребенка в проявлении инициативности, т.к. она добавляет им хлопот. В эмоциях они высказывают свое неодобрение детских поступков, наказывают даже за маленькие проступки. Все это приводит к тому, что у ребенка появляется чувство вины и постоянная тревожность, страх сделать что-то не так.

Для успешного прохождения этого этапа, родителям не стоит перегружать ребенка ограничениями, наказаниями. Наоборот, стоит поддерживать ребенка в его попытках сделать что-то по собственной инициативе. Пусть не все получится с первого раза, зато ребенок не будет бояться пробовать, у него не будет постоянного чувства вины за какие-либо действия, или даже мысли. Ребенок будет уверенным в своих силах!

Также в период с года до трех у ребенка формируется самовосприятие, отношение к себе. Малыш, глядя на то, как вы к нему относитесь, как ведете себя с ним, определяет для себя каким должно быть его собственное отношение к себе. Если Вы часто кричите на него, то он думает, что кричать на него – это норма. Если Вы применяете физические меры воспитания – малыш думает, что ударить его или кого-то – это нормально. Нужно быть очень терпеливым, чтобы помочь малышу адекватно и позитивно относится к себе. Малыш должен научиться на вашем примере любить и принимать себя таким, какой он есть.

В любой момент развития ребенка, в процессе формирования любого качества, или черты характера Вашего малыша – Самое главное – это любовь, позитивное подкрепление его действий, поступков, поддержка во всех начинаниях, забота и ласка. Ребенок должен знать и чувствовать, что любое его достижение, любой его успех – это праздник!!!!

Марина Римская,
психолог Центра Мир Гармонии