Счетчики







Часок вдвоем...

Костина Надежда Владимировна

Что остается в памяти от детства? Чаще всего, не какие-то знаменательные события, а минуты полной гармонии. Прогулка с отцом, важный разговор...

По воскресеньям отец поднимал меня рано, прикладывая палец к губам, чтобы я не шумела и не будила остальных. У нас с ним было дело. Пока никто не встал, нужно приготовить завтрак. Мы сидели на маленьких табуреточках посреди кухни, картофельные очистки падали в таз, голые беленькие картофелины с тихим бульканьем прыгали в кастрюлю. Иногда мы слушали радио, иногда разговаривали. Чаще на отвлеченные темы. Почему-то запомнилось, как он объяснял мне, восьмилетней, разницу между объективным и субъективным идеализмом. До сих пор помню.

И в маленькой семье из трех человек, и в многочисленной у каждой пары ее членов обязательно должны быть особые отношения, свои занятия и разговоры, которые они не хотели бы делить с остальными. Это и создает ту полноту семейной жизни, которая называется счастьем.

Новости дня

Большинство детей хотели бы использовать драгоценное время наедине с мамой или папой, чтобы поговорить по душам. Как создать доверительную атмосферу для такой беседы? Если ритуал еще не отработан, ребенок, возможно, будет молчать, даже если ему и хотелось бы что-то рассказать. Взрослому лучше осторожно катнуть один-другой пробный шар, затрагивая темы общих интересов.

А еще лучше с детства обязательно общаться с ребенком, потом будет проще. Ведь если вы с детства не общались по душам с ребенком, вам очень трудно будет потом найти к нему подход.

Психологи советуют: хотите "разговорить" ребенка - задавайте конкретные вопросы. Если вы спросите, хорошо ли было на детском празднике (в гостях, на экскурсии), малыш, скорее всего, ответит односложно: "Хорошо". Лучше поинтересуйтесь - была ли Маша, помирились ли с Виталиком, на чем добирались до музея - и ребенок расскажет обо всем подробно.

Есть дети, которых не так-то легко разговорить в силу их характера. Нужно нащупать тему, которая послужит "спусковым крючком" и подвигнет скрытного, стеснительного ребенка поделиться своими чувствами. Тема не должна быть слишком болезненной, наоборот - приятной. Мало кто любит делиться разочарованиями, поэтому не спрашивайте - удалось ли ребенку, к примеру, продемонстрировать на тренировке финт, который вы накануне отрабатывали вместе. Если все вышло так, как хотелось, он обязательно расскажет сам.

Более разговорчивого малыша можно попросить рассказать все по порядку, с самого начала, чтобы он не терялся в событиях и фактах.

Малыши, когда попадают в садик-ясли, на вопросы, а что там делали, обычно отвечают - кушали и спали. Просто для малыша это самые значимые события вы садике. Ну подумайте, дома ничего особенного, а в садике все дружно "взяли стульчики, сели, руки на колени пока все не сядут" - это моя Настя мне так рассказывает. И это пройдет, они учатся замечать что-то еще, им будут интересны и другие вещи в садике. Тем более если прошло не так много времени с поступления туда.
А вначале тоже так Настя говорила - на вопрос что делали - кушали и спали.
Позже, как она пообвыкла, стала ходить с большим удовольствием, и выдает уже очень интересные вещи :) Я так узнаю, что Аня у Насти отбирала игрушку, а воспитательница говорила, что так плохо делать, что надо делиться, что Никита на горшке ездит :), что есть две Яны, а мальчика новенького зовут Миша и он все время плачет, ведь он думает, что мама за ним не придет. Я так люблю с Настей разговаривать - расспрашиваю, как дела в садике. Причем - если просто спросить, как дела, она ответит - хорошо, и все, и слова больше не добьешься. А правильно не так. Я уже знаю имена деток, знаю, какие есть игрушки, занятия, и я очень конкретно ее расспрашиваю. В каком платьице пришла Яна, а Аня, а Никита в каких штанишках был, а кто рядом с тобой лежит, а кто во что играет....и так далее. Очень нравятся мне эти минуты - обязательно каждый день с Настюней поговорю, расспрошу поподробнее.

Бесценная информация

Можно предположить, что взрослые страшно заняты, обстоятельства заставляют их напряженно работать, поэтому жизнь детей и их друзей у них просто в голове не помещается. И все же они могут найти хоть немного времени для детских дел.

Да, иногда хватаешься за голову.... Приходишь с работы, пока ужин, пока домашние дела... И некогда с дитем поиграть... В таких ситуациях мы делаем с Настей все вместе - готовим ужин (она маленькая, но учится мне помогать), а в это время и расспрашиваю ее о том, как прошел день.

Например, если друг сына или дочери уже не в первый раз появляется у вас дома, вполне можно запомнить, как его зовут. Вот и тема для разговора готова: что за мальчик, где живет, чем увлекается, как познакомились? Согласитесь, знать людей, с которыми дружит и проводит время ваш ребенок, важнее, чем помнить имена победителей "Формулы-1" или приятелей популярной певицы.

Если вы часто бываете в школе и знаете не только классного руководителя, но и других учителей, а также хотя бы некоторых одноклассников лично, это облегчит для вас решение любой школьной проблемы, с которой столкнется ребенок. Если интересуетесь книгами, которые он читает, фильмами, которые он смотрит, играми и музыкой, которой он увлечен, - вы не будете долго мучиться, придумывая, о чем бы с ним поговорить.

С малышкой пака попроще, школа еще не скоро, когда появятся уже устоявшиеся друзья. Сейчас я замечаю, как Настя рассказывает про кого-то больше, чем про других. Значит, этот мальчик или девочка запал в ее душу.

Это - его время

Все дети разные, у каждого свои вкусы. Единственно, понятие о том, что значит "хорошо провести время" в обществе близкого взрослого, тоже у каждого свое. Часто, в своих вкусах, дети ориентируются на родителей. Если вы чем-то увлечены и видите, что ребенок тянется ук таким же занятиям, - считайте, что это большая удача. Общая часть вашей жизни будет содержательной, и не придется изыскивать в своем распорядке специальное время для общения с ребенком. Уход за цветами, плавание на байдарке или решение кроссвордов обеспечат вам интересный совместный досуг. Но, если ребенок предпочитает кроссвордам компьютерные игры, байдарке - бадминтон, а уходу за цветами - собирание паззлов, что ж, пойдите ему навстречу. Ведь то время, которое вы собирались посвятить ребенку, - это ЕГО время, и пусть он сам выбирает, чем вам вместе заняться. Иногда посмотреть вдвоем матч по телевизору тоже неплохо. У мамы с дочерью еще больший выбор: испечь торт, сшить кукле платье, рассадить цветы.

Им это очень нужно

И малышам, и подросткам. И общительным, и замкнутым. И отличникам, у которых занятия расписаны по минутам, и тем, кто готов целыми днями пропадать во дворе. Всем детям обязательно нужны часы наедине с близким человеком, которые они могут вспоминать через много лет. Есть дети экспансивные, уверенные в своем праве на наше внимание и готовы бороться за него. Есть дети гордые: "Ах, вам со мной неинтересно, у вас нет времени? Не очень-то и хотелось..." Такие находят себе другие занятия. Есть дети робкие, замкнутые, принимающие все без критики. Но и им нужно наше внимание, может быть, даже больше, чем другим детям.

Наша дочь брала свою ежедневную порцию родительского внимания силой. А потребность в общении у нее была, прямо скажем, выше средней. И, как бы ни были мы заняты, просто "брала за горло" и не отпускала, пока не выкладывала все новости, все соображения, накопившиеся за день. Мы ускользали, сопротивлялись и в конце концов отбили-таки у нее охоту приставать. Сын прекрасно без нашего общества обходился, во всяком случае сам его не искал. Нас это настораживало, и приходилось подстраиваться. Например, он не любил писать сочинения: маялся часами, тянул до последнего. Вот тогда и наступало для нас время идти на контакт. Конечно, я понимала, что не могу написать за сына сочинение. Стало быть, сначала нужно было, чтобы он изложил СВОИ соображения об Андрее Болконском, любви к отечеству, о динозаврах, о прошлом лете и прочем. Вот тут уж можно пообщаться на славу. Изложить все это на бумаге помогала я, получалось вполне натурально -на твердую четверку. Но дело не в сочинениях и оценках. Я просто надеялась, что сын запомнит эти наши часы совместной работы и близости.

Я запомнила, как мы с папой ездили в лес за грибами... как мы ходили, искали, уставали, как он мне рассказывал, что съедобное, что нет, где их лучше искать. Дело не в знаниях, дело в совместно проведенных часах. Как же мне это нравилось! Как мы вчетвером - мама, папа, я, сестричка - ездили на море или к реке, купались, загорали... Как ни странно, меньше всего запомнились мне "уроки" - занятия с мамой, чтение, и прочее... Недавно читала мнение, что для детей наилучшим общением с родителями будут совместные походы в парки, поездки куда-либо и прочее, адля занятий лучше всего опытный педагог. Есть в этом мнении доля истины... Сейчас, с маленькой дочкой, больше всего нам всем троим нравится, как мы идем гулять в парки - катаем Настю на аттракционах.. и видно, как светится от счастья личико нашей родной доченьки...

Очень любим мы с Настей совместное "чтение" - сажусь я за книгу, дочка берет свои сказочки и пристраивается рядышком. Я читаю, она как бы читает. Хорошо сидим :)

Когда-то мама раскрашивала за меня цветными карандашами контурные карты и оформляла стенгазеты, проводя прямые линии без линейки и рисуя круги без циркуля твердой рукой архитектора. Я просто смотрела...

Мы с папой рисовали вместе. У меня остались все мои альбомы для рисования. Так есть рисунок с оценкой "5 Папе!" :). Каждое воскресенье мы делали домашнее задание по рисованию... к сожалению, рисовать я научилась только с натуры (посади передо мной кошку, я ее нарисую, а по памяти не смогу), но часы, проведенные с папой, запомнились на всю жизнь.

Часто говорят, что не стоит делать за детей то, что они могут сами. Но личный опыт подсказывает: иногда можно и даже нужно нарушать это правило. Если это - тот самый часок вдвоем, когда наш ребенок получает что-то большее, чем просто умение делать самостоятельно домашнюю работу. Он впитывает наше присутствие, умение, движения, ход мыслей, отношение к делу - чтобы когда-то впоследствии сделать их своими.

Источник: Наталья КОРШУНОВА Семейная газета "Ника", 19 апреля 2001, №16(331)

Курсивом -комментарии Костиной Н. В.