Счетчики







Как общаться с агрессивным ребенком

На детской площадке часто можно наблюдать такую картину: малыш стучит пластмассовой лопаткой по ведерку, затем, не меняя выражения лица, начинает стучать по голове рядом играющего ребенка — тот в крик и слезы. Что здесь произошло? Малыш просто познает мир: ведерко при ударе издает определенный звук, голова же соседа звучит по-другому, но сосед почему-то обиделся.

Что делать?Можно утешить обиженного, переключить внимание обидчика, сказать, что Саше больно, поэтому он плачет, но ни в коем случае не наказывать обидчика.

Если ваш драчун постарше (2,5-3 года), и достаточно регулярно обижает других детей, то его можно легонько стукнуть его же игрушкой в добавление к словам, что Саше больно. Сделать это надо с силой 2-3-летнего ребенка, то есть несильно. Это будет иметь результат только в том случае, если вы будете спокойны и отнесетесь к происходящему как к учебному процессу, без экспрессии и возмущения, а не как к наказанию обидчика.

Но не все дети дерутся, исследуя реакции окружающих на удары предметами и кулачками по голове. Все-таки настоящая агрессивность — это некий психологический сбой.

Так что же такое агрессия вообще?
Слово «агрессия» произошло от латинского agressio, что в переводе означает «нападение», «приступ».

Существуют разные формы и разные причины агрессивного поведения у детей (как и у взрослых). Агрессивное поведение в большинстве случаев сопровождает так называемые возрастные кризисы (примерно одного года, трех, семи, десяти лет). Вспышки агрессии могут быть вызваны различными заболеваниями головного мозга или воспалительными процессами в организме. Агрессия может быть компенсацией незащищенности или безысходности, выходом накопленного напряжения, а может быть также средством привлечения внимания.

Но, вполне возможно, что ребенок просто не знает, как поступить иначе, ведь поведенческий опыт у детей еще невелик. Конечно, агрессия может быть и последствием воспитания.

Причины агрессии нужно искать в семье. Возможно, агрессивно ведут себя родители, ребенок чувствует опасность и враждебность окружающего мира. Возможно, родители обижают и унижают своего ребенка. Дети, подвергавшиеся физическим наказаниям, обычно более агрессивны по сравнению с детьми, которых не наказывали физически. Чем строже наказание, тем агрессивнее поведение детей по отношению к сверстникам, а в дальнейшем и по отношению к родителям и другим людям. Агрессия может быть просто выученным или подражательным поведением.

Очень важен тип воздействия и реакции, который выбирают родители. Родители, которые резко подавляют агрессивное поведение ребенка, только усиливают его проявления. Но, с другой стороны, если агрессивное поведение «не замечается», ребенок усваивает такую модель поведения как нормальную. Здесь важен правильный подход к ситуации - гибкость... Ведь воспитание - это постоянное лавирование между вседозволенностью и строгостью.

Агрессивное поведение может быть как вербальным (словесным), так и физическим. Оно может направляться на людей, животных или предметы .

Что еще можно сказать об агрессивных детях? В основном они эгоцентричны, искаженно воспринимают мотивы поведения — как окружающих людей, так и собственного.

Как определить агрессивен ли ваш ребенок:

  • Ребенок часто теряет контроль над собой.
  • Недооценивает собственную враждебность.
  • Часто спорит, ругается.
  • Винит окружающих и обстоятельства в своих проблемах.
  • Часто не думает о последствиях своих поступков.
  • Часто ломает игрушки, дерется.
  • Редко выражает свои чувства словами, предпочитая действие.
  • Дразнит животных.
  • Ребенка не волнует страдание жертвы, ответная агрессия, возможность быть отвергнутым сверстниками.
  • Общается чаще с младшими и физически более слабыми.

Даже если у вашего ребенка наблюдаются все перечисленные выше признаки, не торопитесь вешать на него ярлык «агрессор» (как, собственно, и любой другой ярлык). В любом случае агрессивное поведение - это сигнал о неблагополучии ребенка и отражение его внутреннего дискомфорта

В общении с агрессивным ребенком стоит придерживаться некоторых правил

1. В первую очередь важно объяснить ребенку, что любой живой человек имеет право на проживание любых чувств и эмоций. Все мы реагируем на жизненные ситуации по-разному. Все мы имеем право на гнев, обиду, радость. Но главное, чтобы мы управляли эмоциями, а не они нами. Необходимо научить ребенка сначала распознавать свои эмоции, а затем и контролировать их.

2. При взаимодействии с агрессивным ребенком особенно важно осознание собственных чувств, мыслей и желаний, это поможет постоянно находиться в контексте ситуации и не позволит агрессивному ребенку втянуть вас в привычный для него сценарий развития отношений. Важно научиться самим и научить своих ребятишек не загонять напряжение внутрь, а выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами. Это необходимо еще и из «инстинкта самосохранения». Доказано, что люди постоянно подавляющие гнев, подвержены риску психосоматических расстройств (например, псориаз, гипертония, мигрень, ревматический артрит, язва желудка и др.).

3. Ребенок - это зеркало ваших семейных отношений. Способность ребенка разрешать конфликтные ситуации словами, а не кулаками, напрямую зависит от стиля общения, принятого в его семье. Именно родители должны научить своего ребенка договариваться, отстаивать свое мнение, подтверждать свою силу словами, интонацией, манерой поведения. Если вы сами общаетесь с ребенком соответствующим образом, никогда не прибегая к «методам физического воздействия», обсуждаете острые ситуации и ищите компромиссы, он принимает эту позитивную установку.

4. При появлении у ребенка признаков агрессивного поведения, в первую очередь подумайте: не болен ли он? Или может быть его поведение связано с приходом к вам в гости конкретных людей?

5. Если ваш ребенок вступил в бой на детской площадке, защищая от посягательств других детей свою игрушку, нужно объяснить, что дети вовсе не желали ему ничего плохого. Им просто хотелось поиграть вместе с таким замечательным мальчиком (девочкой), у которого есть прекрасные игрушки.

6. Каким бы мирным ни был ваш ребенок, в детском саду он оказывается в обстановке, которая сильно отличается от домашней. Дети дерутся, и в этом нет ничего «ужасного»: далеко не каждого ребенка дома учат иным, более «цивилизованным» способам разрешения спорных ситуаций.

Но этот факт вовсе не означает, что любому «садиковому» ребенку непременно нужно стать драчуном. С одной стороны, ребенок должен уметь постоять за себя. С другой стороны, отстаивать свои интересы можно по-разному, и «метод кулаков» является все-таки одним из наименее совершенных. Способность ребенка разрешать конфликтные ситуации словами, а не кулаками, напрямую зависит от стиля общения, принятого в его семье.

Обычно дети, приученные дома к мирному методу решения проблем, естественным образом держатся в группе сверстников так, что им не приходится вступать в драку: такое возможно лишь в виде исключения. Но если уж ребенок рассказывает вам, что кто-то приставал к нему в садике и пришлось давать сдачи, ни в коем случае не надо ругать его. Если «кулачные» меры были оправданы, вам следует признать это. Поощрять ребенка драться, конечно, ни к чему, но и требовать от него полной пассивности, когда на него нападают, нельзя.

7. Часто взрослые, сами не подозревая об этом, провоцируют детей на агрессивное поведение. Часто, агрессивное поведение - это попытка привлечь внимание к своим потребностям, отстоять право на собственное мнение, решение, в конце концов - на выбор. Часто ли мы вообще задаем нашим детям вопрос: «Чего тебе хочется? как бы ты сам хотел поступить?»

8. Всегда нужно помнить: ребенку все равно, каким способом привлечь наше внимание - негативным или позитивным. Постарайтесь оказывать ребенку больше позитивного внимания. Возможно, ему не понадобится играть в «агрессора»...

9. В работе с агрессивными детьми очень хорошо себя зарекомендовала арт-терапия, т.е. терапия искусством, работа с песком, глиной, рисование, аппликация, оригами. Вообще, даже игра в мыльные пузыри - великолепный рецепт для трансформации агрессии и любого напряжения, причем как для детей, так и для взрослых.

Любая работа с творческим потенциалом - это путь трансформации негатива и знакомства с собой. А значит, и внутреннего роста...

Психолог Наталья Бартусова

Академия семейной психологии "Сова"