Рекомендуем

Можно ли купить качественные двери с выгодой? . Цена обычно отталкивает. Сравнение показывает наибольшую выгоду от покупок в Alfarmat24.ru, ведь вы покупаете двери в дом по выгодной цене. Дарим большое количество бонусов:

Счетчики







Системы воспитания. Януш Корчак

Педагогика Сердца

«Одна из грубейших ошибок – считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке».
Януш Корчак

Януш Корчак – одно из знаковых имен в мировой педагогике. И вовсе не потому, что этот человек открыл прежде неведомые истины или разработал суперсистему воспитания. Просто он любил детей. И показал пример, КАК это делать – показал своей жизнью… и смертью.

Плашка вначале

Януш Корчак (настоящее имя – Генрик Гольдшмит) – польский педагог, врач, писатель и мыслитель, родился в Варшаве 1878 году, а погиб в 1942 в Треблинке (один из четырех главных «лагерей смерти» на территории Польши), в газовой камере вместе с 200 детьми – воспитанниками его «Дома сирот». Старый Доктор (еще один псевдоним Генрика Гольдшмита) не мог спасти своих детей, но он и не оставил их одних перед лицом смерти – так же, как не оставлял перед лицом жизни. Его имя стало символом педагогической мудрости и силы духа, героической искренней любви к детям. Именно Януш Корчак заговорил о правах ребенка задолго до того, как ООН приняла декларацию о правах детей (при этом, у Корчака никогда не было своей семьи и детей!).

Свою деятельность Корчак начинал как врач, в детских больницах. Именно там он увидел, «с каким достоинством, по-взрослому и мудро умеет умирать ребенок....» и проникся любовью к детской душе. После чего, посещая детские приюты по всей Европе, поставил себе цель: обеспечить обездоленным детям достойные условия жизни. В 1911 году Януш Корчак создал в Варшаве Дом сирот (своеобразную детскую республику) и руководил им до конца жизни, оставаясь верным своим детям даже во времена гитлеровского холокоста. Корчак отклонил все предложения почитателей своего таланта вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне.

Корчак написал более 20 книг, вкладывая в них свой опыт врача и педагога. А идеи его главных книг – «Король Матиуш первый» (для детей), «Как любить детей» и «Право ребенка на уважение» актуальны и сегодня, хотя и были написаны еще в начале прошлого века.

Педагогическую концепцию Корчака можно свести к одной простой истине: надо любить детей. А как это сделать – над этим заставляют поразмыслить его книги и личный пример. В книгах Януша Корчака вы не найдете советов по «уходу и воспитанию» и рекомендаций по «выращиванию послушных гениев». Он учит родителей слушать свое сердце. Не потому ли педагогику Корчака называют педагогикой сердца? Чего только стоит организованная им детская республика…

«Дом сирот». Счастливых!

Аналогов «Дому сирот» этого легендарного педагога в Европе не было. Созданный в 1911 году на средства неравнодушных богатых людей, «Дом сирот» стал настоящим домом не только для 200 детишек, но и для самого Корчака – до самой смерти. Во время войны приют был своеобразным оазисом доброты среди всеобщего зла и разрушения. Корчак, как мог, поддерживал ребятишек - не давал им падать духом. А еще учил их любить и уважать себя, людей, и, кончено же, труду и оптимизму. И всем им помог стать достойными людьми. Как? Дело в том, что «Дом сирот» жил по особым правилам…

Детское самоуправление. В приюте существовал детский товарищеский суд (а при нем еще и совет), решения которого были обязательны для руководства тоже. Причем «подсудимыми» могли стать не только дети, но и воспитатели. Детский суд был судом без наказаний, потому что в детской республике считалось: «Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его. Если сделал плохое, потому что не знал, что это плохо, теперь уже будет знать. Если сделал плохое не нарочно, в будущем будет осторожнее. Если сделал плохое, так как ему трудно привыкнуть, постарается больше не делать этого. Если сделал плохое, потому, что его подговорили, больше не послушается».

Поведение. Драки в этом сообществе не запрещались, однако вводились ограничения: сильный не должен бить слабого, нельзя пользоваться опасными предметами – воспитывалось «благородство дуэлей» (как у дворян), и позорными были мстительность и жестокость.

Труд. Уборку дети делали самостоятельно, все владели навыками самообслуживания.

Система стимулов самовоспитания тоже была развита. Например, существовали «списки раннего вставания» и «списки драк», «списки благодарностей» и «извинений», почтовые ящики для общения с воспитателями и товарищами, «шкаф находок» (все эти педагогические приемы рекомендуют и современные психологи).

Симпатии.Особенно интересны «плебисциты доброты и антипатии» – что-то вроде тайного голосования, когда дети оценивают отношение друг к другу, и таким образом выявляются симпатии и антипатии в группе. Например, каждого ребенка одногруппники оценивали по шкале: «товарищ», «жилец», «безразличный жилец», «обременительный новичок» и т. д. Что-то вроде нашего соцопроса.

Но самое главное: в «Доме сирот» не было никаких криков и принуждений со стороны воспитателей – только личный пример, авторитет, беседы и Любовь.

Любовь – это…

Корчак считал, что воспитание, в первую очередь, – это процесс постоянного познания ребенка и развития его природных способностей плюс уважение к его личности. Он писал о том, чего нам сегодня так не хватает – о любви к детям. Причем не любви-воспитания-ухода, а любви-понимания, любви-самоотверженности, любви-принятия. А еще искренности, мудрости и нравственности, трепетного отношения к большому сердцу маленького человечка. А еще понимания того, что дети имеют право на собственное мнение и даже на протест. Януш Корчак подчеркивал: «Нужно учить ребенка распознавать ложь, ценить правду, и не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возмущаться, не только подчиняться, но и бунтовать». Ведь дети – это в первую очередь люди. Мало того, дети, по убеждению педагога, на самом деле намного мудрее взрослых - чище и глубже: «Ребенок в сфере чувств превосходит взрослого, у него нет тормозов. В сфере же интеллекта ребенок не уступает взрослому, просто ему не хватает опыта… Не обобщайте, не абсолютизируйте, нет детей вообще (в целом), в процессе воспитания мы имеем дело с конкретными индивидуумами. И поэтому каждый из них нуждается в индивидуальном подходе». Поэтому в общении с детьми взрослые должны не опускаться до их уровня, как принято считать, а наоборот «подниматься до их чувств»: «Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть».

И напоследок, нельзя не привести слова Корчака, в которых отражена вся глубина его мудрости: «Мы не даем вам Бога, ибо каждый должен сам найти его в своей душе. Не даем родины, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя. Мы даем вам одно, даем стремление к лучшей жизни, которой нет, но которая когда-то будет, к жизни по правде и справедливости. И, может, это стремление приведет вас к Богу, Родине и Любви». Эти слова Януш Корчак говорил детям, прощаясь с ними перед уходом в 1919 году на войну.

10 заповедей Старого Доктора

Эти правила – золотые. В них вся мудрость педагога, который больше всего на свете любил детей. Это обращение Януша Корчака к каждому родителю.

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь - как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай ребенка!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в ней творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», а «свой» ребенок - душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

***
Это статья не о системе воспитания. Она о человеке, жизненный путь которого заставляет задуматься о том, как воспитывать детей, и главное – как их любить!

автор: Екатерина АНИЩЕНКО
«Мир семьи», март 2010

Фото с сайта:
http://fcit.coedu.usf.edu