Счетчики







Воспитание любовью

Не для кого уже не секрет, что внутриутробно ребенок связан с мамой пуповиной. Через нее он получает питание, кислород и возможность вывести из своего организма продукты распада. После рождения пуповина перерезается, и ребенок с мамой как бы разъединяются. «Как бы», потому что остается психологическая пуповина, остается крепкая связь на психологическом и энергетическом уровне, своеобразное продолжение единства мамы и малыша, которое началось в момент зачатия……
И перерезать эту пуповину раньше времени просто кощунственно. Но до некоторого времени бытовало мнение, что мама, которая постоянно носится со своим малышом, приручает его к своим рукам и в итоге, к себе. Умудренные жизнью бабушки предостерегали о полной потере свободы для мамы и о зависимости и несамостоятельности для ребенка, вешая на него ярлык «мамин сынок». Причем возраст, с которого рекомендуют начинать обучение самостоятельности, является еще этапом новорожденности.

Когда мне говорят, зачем брать на руки плачущего ребенка, особенно новорожденного, что не нужно приучать его к рукам, у меня возникает только один аргумент: когда ребенок хочет есть, его срочно кормят, когда он хочет пить, его быстро напоят, но когда он хочет любви и тепла мамы, ей говорят – не приучайте к себе, а то потом не будет вам свободы. Возникает вопрос: а как ребенок научится любить и давать любовь другим? Единственно чему он может научиться, так это безразличию. Или будет страдать от невозможности выразить свои чувства (особенно это касается мальчиков).

Первые три месяца после рождения ребенок еще находится в периоде «внутриутробной жизни», то есть формально он уже живет во внешнем мире, но фактически еще в утробе мамы, теперь уже психологической. Готовый жить физически, дышать кислородом, кушать и переваривать мамино молочко, слышать различные звуки и видеть яркий свет, ребенок пока не мыслит себя в отрыве от мамы. Фактически он и есть мама, а мама – это он. Поэтому для него нахождение в непосредственной близости с мамой называется жизнью, существованием, а нахождение в отдалении от мамы – несуществованием.

Все родители, любящие своих детей, желают им счастья, хотят создать для них самые комфортные условия жизни. Перед, а кто и после, родами мама и папа долго ходят по магазинам, очарованные разнообразием детских товаров. На полочках стоит n-ое количество приятно пахнущей детской косметики, на вешалках висят пастельных тонов мягкие кофточки и ползунки, рядами неподвижно и важно замерли коляски, не только всевозможных цветов, но и форм: четыре больших колеса, три колеса, только с люлькой или универсальные, а тут еще и кроватки с такими шикарными балдахинами и карусельками! И это только отдел для новорожденных и не полный ассортимент. Но где за всей этой роскошью мама и ребенок? Большинство из предлагаемых товаров рассчитаны на раздельное существование мамы и малыша.

Некоторые дети могут рассказывать своим родителям интересные вещи о своих воспоминаниях с раннего детства. И родителям трудно поверить в то, что говорят им дети, ведь часто их воспоминания неприятны для взрослых. Ребенок может помнить о своих переживаниях, связанных с тем, что в первые месяцы своей жизни он находился далеко от мамы, хотя она и была рядом. «Фантазии» – отмахнется мама, но в глубине души она знает, что ребенок прав. Следуя советам своих мам, она старалась не приручать ребенка к рукам и стойко терпела детские истерики и слезы, борясь в душе с желанием схватить на руки свое такое милое дитя и утешить. Проходило время, дите вырастало, и мама замечала, что они с ребенком очень далеки друг от друга. И если раньше мама не подходила к ребенку, то теперь он не подходит к ней: ни с проблемами, ни с радостью, ни чтобы выразить свою любовь.

Откуда возникло стойкое желание дисциплинировать детей раннего возраста? Приучать их к кормлению по часам, отдельному нахождению от мамы и днем и ночью? Если углубиться в изучение жизни наших предков, то можно отметить тот факт, что мама и дети постоянно были вместе, они маме не мешали и в свое время прекрасно становились самостоятельными, но сохраняли с мамой тесные теплые отношения. И грудь малыши получали по своему требованию, а не по часам, которых и не было тогда у большинства.

Все изменилось в тот момент, когда стране стало невыгодно иметь семьи и родителей. Стране стали нужны работники и работницы. Особенно ярко это проявилось после Великой Отечественной войны, когда погибло большое количество мужчин. Необходимость отстраивать страну и недостаток рабочих рук привело к тому, что на беременность, роды и послеродовое восстановление отводилось слишком мало времени. Выносив и родив стране работника, молодая мамочка должна была первый месяц «научить» ребенка обходиться без нее. Для этого создавались ясли, круглосуточные детские сады, молочные кухни. Кормление грудью нередко заканчивалось прямо в роддоме, а благодаря тому, что дома мама выполняла массу предписаний по уходу за ребенком – кормление по часам, раздельный ночной сон, брать на руки только для кормления, не баловать ребенка своим вниманием, в ясли дети шли уже эмоционально отстраненные, закрытые. Но наблюдались частные случаи, когда женщины тайком нарушали эти предписания, окутывали ребенка вниманием и любовью, долго кормили грудью и часто носили на руках. Они не боялись избаловать ребенка, они боялись обидеть его своим равнодушием. Доверие и открытость таких детей к внешнему миру, любовь и сочувствие к другим людям поражало окружающих. Таким детям, а потом и взрослым завидовали, их называли любимцами судьбы, к ним порой испытывали агрессию, выросшую из зависти.

Так давайте любить своих детей, брать их на руки чаще, не боясь этим избаловать. Ведь, как известно, любовью нельзя избаловать.

С первых дней жизни старайтесь носить ребенка на руках постоянно, используя для этого слинг. Ребенок, слушая стук маминого сердца и шум дыхания, погружается в состояние внутриутробного покоя и единства с мамой. Мама, слушая тихое безмятежное дыхание малыша, вдыхая такой сладкий, теплый, карамеливый запах, спокойна и уравновешена: с ее ребенком все в порядке. Берите на руки малыша не только, когда он горько плачет, но и когда он спокоен: ребенок в дальнейшем не станет использовать крик для привлечения маминого внимания.

Особенно важно не пропустить момент, когда ребенок начинает вылазки за самостоятельностью – это время начала ползания, хождения, бегания. Не упуская маму из вида, малыш все дальше отходит от нее, но при этом он помнит: если мне нужна будет мамина помощь или внимание, я смогу ее получить в любой момент. Так закладываются основы любви, доверия и уверенности. «Я все смогу, так как у меня крепкий тыл».

Ирина Репенко, психолог Центра «Мир Гармонии»