Счетчики







Детские страхи

Компанец Наталия Николаевна

Считается, что страх – это самая первая эмоция человека. Во всяком случае, психологи считают, что ребенка, проходящего через родовые пути, охватывает запредельный ужас. Может, потому раньше бытовало поверье, что дети, появившиеся при помощи кесарева сечения, отличаются особым бесстрашием…

Представьте, что вы, взрослый, вдруг попадаете в страну великанов, и не знаете языка. Вырвавшись из благостного состояния невесомости и покоя, чувствуя, что его гонят из этого рая, ребенок окунается во враждебную среду. Малышу неуютно, и начинает бояться – шума, резких звуков, чужих людей. Именно потому первые месяцы жизни ребенка должны проходить в особой атмосфере. В это время закладывается базовое чувство доверия к окружающему миру. Именно с первых мгновений общения крохи с мамой ее отношение к детским страхам определяет – разовьется ли страх, умножится ли, превратится в тревогу, или же малыш сможет его преодолеть – сейчас и многим позже…

К слову, если страх – это переживание реальной опасности, тревога – переживание отдаленной и неясной опасности. Именно неопределенность не столько самого источника тревоги, сколько того, как этого переживания можно избежать или как устранить вызывающий его источник, характеризует ощущение тревожности. Иными словами, человек, находящийся в состоянии безотчетного, неопределенного беспокойства ощущает тревогу, а человек, боящийся определенных объектов или мыслей, испытывает страх.

Многие из так называемых детских страхов представляют собой скрытую тревогу. Потому снятие одного страха может привести к появлению другого: устранение объекта не ведет за собой устранения причины тревоги.

Большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят переходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти тревожных родителей. Страхи взрослых передаются детям в семье. Это наиболее типичный психологический путь передачи страхов. Вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, особенно, если на лицо общие свойства высшей нервной деятельности, а так же, когда родители пользуются у детей авторитетом и когда между ними существует тесный эмоциональный контакт.

Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее опасения, могут внушаться детям навязываемой или системе ценностных ориентаций. Источник внушённых детских страхов – взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности.
В результате ребёнок воспринимает только вторую часть фраз типа: “Не ходи – упадёшь”, “Не бери – обожжёшься”, “Не гладь – укусит”. Ребёнку пока ещё не ясно, чем ему всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Страх закрепился и распространился на исходные ситуации.
К числу внешних можно отнести также и страхи, которые возникают у излишне тревожных родителей. Разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике, калечат её. Усугублению ситуации содействует наличие у самих родителей повышенного уровня тревоги и страхов. Более всего подвержены влиянию родительских страхов дети, находящиеся с ними в симбиотических отношениях (в полной эмоциональной слитности). В этом случае ребенок играет роль «эмоционального костыля матери», то есть помогает ей компенсировать ее собственные внутренние конфликты. Симбиотические отношения, как правило, достаточно устойчивы и могут сохраняться, когда ребенок вырастет.

Начнем сначала?
В возрасте после 5 месяцев у детей часто возникает страх при встрече с незнакомыми людьми, при виде необычных предметов, при необычной ситуации. В 2–3 года дети обычно боятся животных. После 3 лет многие дети боятся темноты, скорее всего это происходит во время бурного развития воображения.
Не отделяя вымысел от реальности, многие дети боятся сказочных персонажей – Бабу Ягу, Кощея Бессмертного. В этом возрасте особенно не рекомендуется пугать ребенка колдунами, милиционерами или чужими дядями и т. д., разрешать смотреть неподходящие фильмы или рассказывать страшные сказки. В этот период желательно быть с ним поласковее и почаще напоминать ему, что Вы очень его любите и всегда защитите.

Ребенок, которого разбудили среди ночи, не может сразу перейти к реальности, даже если кажется, что он уже полностью проснулся. Часто ребенок, с которым взрослые ночью разговаривали, утром уже не помнит этого. Потому при этом не нужно беспокоиться. Если Ваши переживания будут очень заметны, то ребенок может подумать, что ему действительно угрожает опасность, и он будет бояться оставаться в комнате один или засыпать.

Есть исследования, что меньше всего подвержены страхам мальчики в 4, а девочки в 3 года, то есть в младшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте количество страхов у мальчиков, а особенно у девочек достаточно больше.

В 6–7 лет дети могут бояться смерти, потери близких. Это говорит о том, что в старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается абстрактное мышление, формируются жизненные «ценности», чувство дома, родства.

Появление страха смерти означает появление постепенное завершение «наивного» периода в жизни детей, когда они верили в существование сказочных персонажей, бессмертие. Исчезновение страха перед Кощеем Бессмертным в старшем дошкольном возрасте свидетельствует о том, что стал «простым смертным» в представлении детей и потому перестал их пугать. Категория смерти в 6 и 7 лет – это реальность, которую ребенок должен признать как нечто рано или поздно неизбежное в его жизни. Именно нежелание признать это сразу и порождает страх, означающий эмоциональное неприятие «рациональной» необходимости умереть.

Интересно, что «заражаться» эмоцией страха от других дети могут с самого раннего возраста. Вспомните детский «хор», орущий в несколько глоток, если вдруг кто-то из детей испугался на площадке или в группе детского сада. Но осознавать, что другому страшно, дети могут только лет с 5.

Как мальчики, так и девочки в возрасте 6–7 лет чаще всего реагируют появлением страхов на конфликт родителей. Эмоциональная чувствительность детей к конфликту родителей имеет тенденцию увеличиваться с возрастом.
В 7 лет у мальчиков и девочек число страхов значительно выше в неполных семьях, что подчёркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Наиболее подвержены страху единственные дети в семье, которые становятся эпицентром родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребёнок находится в более тесном, эмоциональном контакте с родителями и перенимают их беспокойство, если оно есть. Родители, часто охваченные тревогой что-либо не успеть сделать для воспитания ребёнка, стремятся интеллектуализировать его развитие, опасаясь, что он не будет соответствовать их ожиданиям. В результате у детей возникает страх не соответствовать требованиям родителей.

Особые страхи вызывает событие начала посещения школы. Социальная позиция школьника налагает на ребенка чувство ответственности, долга, обязанности, и это является одной из сил, формирующих нравственные стороны личности. Ведущий страх в данном возрасте – это страх “быть не тем”, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Конкретными формами страха “быть не тем” (так называемые «социальные страхи») являются страхи сделать не то, не так, быть осуждённым и наказанным, такие дети все время спрашивают: типа «А можно так?», «А как надо?», «А это — правильно?». Они все время чересчур контролируют себя, как бы усиливая «внешний контроль» за собой. Такие дети в эмоционально напряженных ситуациях даже заболевать.

Школьные страхи не только лишают ребёнка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов. Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к школобоязни.

Почему возникают страхи?
На этот вопрос нельзя ответить однозначно.
Чаще всего возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей, как правило, под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей; тревожность в отношениях с ребёнком; избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками; большое количество запретов (или наоборот, предоставление полной свободы), а так же многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков; психические травмы типа испуга; постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки из-за вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей. Мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Очень чувствительны дети младшего школьного возраста к конфликтным отношениям родителей. Если они видят, что родители часто ссорятся, ругаются, то число этих страхов выше, чем когда отношения хорошие.

Что же делать?
О многих детских проблемах можно сказать: «Перерастет!» Со страхами дело обстоит вовсе не так утешительно. Ребенок растет, и страхи растут вместе с ним. У малыша все больше расширяются познания, развивается воображение, фантазия, и потому он все больше осознает те опасности, которые его подстерегают в жизни. Но не будем говорить о крайностях, ведь отсутствие охранительного страха влечет за собой отсутствие чувства опасности, осторожности. Родители таких детей охраняют своих чад, чтобы не случилось ничего непоправимого, и испытывают не меньше волнений, чем родители трусишек.

Но ведь детские страхи – не просто проблема взросления. Они – частая причина тиков, заикания, энуреза.

Как же реагировать родителям, если слишком уж часто страх одолевает малыша?
Для начала родителям следует уяснить: ребенок не виноват в том, что у него появился страх. Каждому малышу присущи определенные страхи. Затем надо как бы “забыть” о проблеме крохи, т.е. не акцентировать на этом внимания, не корить, не осуждать.

Главное – это стараться устранять основные причины повышения общей тревожности ребенка. Присмотритесь к своему поведению: не слишком ли вы требовательны к ребенку, не превышаете ли вы свои запросы, реальны ли ваши ожидания. Часто ли ребенок оказывается в ситуации «неуспеха», часто ли вы его хвалите? Всегда нужно помнить, что ничто так не окрыляет ребенка, как удача, радость от хорошо выполненного, даже самого маленького дела, и ничто так не в состоянии заглушить в ребенке чувство самоуважения, усилить чувство тревожности как часто повторяющиеся неудачи. Обратите внимание: не слишком ли много наказаний, не стоит ли усилить поощрения? Не слишком ли часто вы пресекаете его бурные чувства (особенно отрицательные) по отношению к вам?

Нужно сделать все, чтобы повысить самоуважение, подкрепить самооценку ребенка, воспитать уверенность и усилить чувство безопасности.

Снятие страха, когда он возникает, в огромной мере зависит от того, насколько нам удается успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие: насколько мы понимаем его и как относимся к его страхам. Необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут сказать нам обо всем, что их напугало. И они сделают это только в том случае, если не будут бояться нас и почувствуют, что мы не осуждает их, а понимаем.

О страхе с ребенком, даже трех–четырехлетним, можно говорить как об одном из чувств, объяснить, когда это бывает с людьми. Расскажите ребенку, как вы сами или кто-то из общих знакомых пережил точно такой же страх и сумел его преодолеть. Надо показать малышу, что мы понимаем его страх и готовы быть рядом, чтобы помочь, когда он захочет побороть его.

Для детей старшего школьного возраста очень помогает «домашняя психологическая аптечка» в виде набора для рисования. Организуйте урок «рисования страхов». Психологи считают, что повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания. После окончания рисования ребенок, к вашему удивлению, может сообщить, что он уже не боится грозы (собаки, незнакомца…). Если малыш не решается рисовать «страшное», помогите ему. И если даже рисунок получился «грозным», с изобилием черного, красного, фиолетового цветов, отнеситесь с уважением к этим «художествам», не выражайте обеспокоенности.
В конце рисования очень хорошо сделать «уничтожающий ритуал»: предложите ребенку торжественно «разорвать» свой страх на мелкие кусочки. При этом приговаривайте: вот, смотри, он уже стал меньше, еще меньше, совсем маленький. А теперь мы его выбросим. В туалет. И воду спустим…

Возможно, таких «пилюль» придется принять не одну. Но не переусердствуйте: это должно повторяться не чаще двух раз в неделю. Постарайтесь в это время организовывать побольше подвижных игр, прогулок, экскурсий и избегайте конфликтов в семье.

Если травмировавшее ребенка событие (укус собаки, пожар и т.п.) еще совсем свежо в памяти, то лучше избавляться от этого страха при помощи игры.
Игры-догонялки могут помочь избавиться от страха преследования, нападения, боязнь родительского наказания. Сопровождайте игру веселыми репликами типа “Только попадись!”, “Не догонишь!” и т.п. Кроме того, для успешности Вашего замысла старайтесь незаметно подыгрывать детям.
Игра “Прятки” позволяет снять страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Заранее оговариваются места, где прятаться нельзя. Затем выключается свет, остается только ночник. Ведущий обходит квартиру с шуточными угрозами в адрес прячущихся. Прячущиеся сидят в темноте и стараются ничем себя не выдать. Лучше, когда ребенок сразу становится ведущим, это позволяет ему преодолеть страх и нерешительность. Хороших результатов можно добиться, когда ведущие взрослые “сдаются”, так и не найдя прячущегося ребенка.
Очень помогает в «проигрывании» страхов использование «перчаточных» кукол. Поиграйте с ребенком в «страшное», пусть он «спасет» зайчишку или тигренка от опасностей, посоветует, как ему стать смелее. Таким образом, через игру, ребенка может посетить инсайт, и он поймет, как самому бороться с неприятным, мешающим жить чувством.

Что читать маленьким трусишкам?
Выбирая книги для чтения, не поленитесь освежить в памяти содержание и спрогнозировать реакцию впечатлительного, робкого ребенка.
Ему не стоит рано читать сказки типа «Синей бороды» и «Карлика Носа» или грустные, как «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Девочки со спичками» Г.-Х.Андерсена. Народные сказки, в том числе и русские должны быть литературно обработаны именно для детей. Ведь в «непричесанном» варианте слишком много архаичной жестокости. Многим детям нежелательно читать некоторые сказки Чуковского «Бармалей», «Тараканище». Еще более осторожно нужно относиться к легендам и мифам. Их лучше оставить к 9–11 годам, а в дошкольном возрасте лучше читать веселые произведения зарубежных и отечественных классиков («Буратино», «Чиполлино», «Винни Пух», книги Волкова, Драгунского, Носова, Маршака. Иногда не стоит читать рассказы о животных, которые изобилуют натуралистическими подробностями «кухни» хищников. Осторожно нужно подходить к чтению приключенческих и исторических книг («Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий»), ведь рядом с «интересностями» там присутствуют рассказы о страшном. Не очень-то хорошо будет, если ребенку рядом со своими кошмарами ночью приснится «свеженький» – об индейце Джо или о подробностях жизни «дна» Лондона.
В книге С.Прокофьевой «Приключения желтого чемоданчика» красной нитью проходит тема избавления от страха, потому она может оказаться даже лечебной. В моем детстве была также книга «Приключения Дук-Ду» о маленьком трусливом бельчонке, который победил свой страх. К сожалению, не сохранилась обложка, и не знаю автора.