Счетчики

Дикарем в Краков, или 3 дня в сказке (10-12 июня 2006 г.)

Все началось с того, что мы с мужем уже давненько собирались поехать куда-нибудь за границу «дикарем». А т.к. ближайшая страна – это Польша, туда и отправились.

Целью поездки был выбран Краков и его пригород – Величка. Перешерстив немало информации в инете, мы разработали маршрут, который являлся наиболее дешевым и интересным вариантом проезда в Краков. Итак: поезд Киев-Львов, маршрутка Львов-Шегыни, пеший переход через границу на польскую сторону – в Медику, маршрутка Медика-Пшемышль, поезд Пшемышль-Краков.

Перед поездкой мы зарезервировали в Кракове комнату в хостеле на 4 человека (с нами ехали еще друзья). В комнате есть 4 кровати, стол, стул, телевизор, одежный шкаф, небольшой шкаф для мелких вещей, печка в изразцах (!), магнитола и чайник. Санузел на блок (3 комнаты). Есть кухня на другом этаже с плитой и холодильником. Проживание стоит 40 злотых с человека за ночь. Хостел находится возле самого вокзала. В пересчете на гривны, это примерно 65 грн/чел!!! Где вы в Киеве найдете такую цену на жилье в 10 мин ходьбы от центра города? :)

И вот, в ближайшие 3 дня выходных мы отправились в путешествие!
ПЯТНИЦА (9.06.2006): в 19:16 выехали из Киева поездом №43 во Львов. Поезд этот был выбран не случайно, т.к. мы хотели пораньше приехать на границу в надежде избежать там очереди.

СУББОТА (10.06.2006): в 5:10 мы уже были во Львове.
Львов нас встретил холодным серым утром и моросящим дождиком. Сонные и плохо соображающие, мы встретились с нашим другом, который приехал во Львов на автобусе в 3 утра. Не смотря на это, он выглядел бодреньким и уже успел узнать, откуда отправляется маршрутка на Шегыни!

Маршрутки отправляются от здания вокзала. Похвалив себя за ранний подъем, мы сели в маршрутку, которая должна была отъехать через 10 минут. Итак, в 5:30 мы отправились в путь к границе нашей родины. Народ в маршрутке ехал в основном безсумочный.
Конечно, был и мужичок в том состоянии, в котором плохо соображаешь, куда тебя везут, который периодически уступал места девушкам, а потом падал на них :). Кстати, в Польше я не видела ни одного пьяного человека. То ли культура другая, то ли пьют меньше, то ли водка дорогая :).

Пока мы доехали до Шегынь, дождик прекратился, но все равно было сыро и пасмурно. В Шегынях мы были в 7:05 . Не смотря на погоду, настроение было радостное в преддверии скорых приключений в Польше. Эх, не знали мы еще, насколько не гостеприимно встретят нас польские таможенники.

И вот, по «зеленому коридору», который представляет собой асфальтовую дорожку, огражденную с 2-х сторон зеленым забором-сеткой, мы отправились к украинскому кордону. Возле входа в небольшой домик толпилась очередь. В основном это были торговцы, везущие в Польшу сигареты и водку. Некоторые из них шли с одним блоком сигарет в руках и загранпаспортом! Были в очереди и поляки, которые заметно отличались от наших громкостью разговора и невыдержанностью. Пока мы ждали в очереди, начался небольшой дождик.

Украинскую таможню мы прошли относительно быстро, около 40 минут. Пограничник заглянул в загранпаспорт, сверил фото с оригиналом, спросив, для приличия, куда я еду, и с какой целью, и через секунду у меня в паспорте уже красовался штамп о том, что я покидаю просторы Украины :).

Дальше мы двинулись вдоль заборчика по направлению к польской таможне. Вдоль всей дороги валялись обертки от блоков сигарет… А предприимчивые украинские тети перепрятывали сигареты в лифчики и приматывали к ногам скотчем :).

На польской таможне мы были в 8:05. Здание польской таможни представляло собой красивый домик зеленого цвета с зеркальными окнами. Подойдя туда, мы заметили плотное скопление людей. Предвидя, что стоять придется еще долго, мы решили перекусить бутербродами и стали ждать. Польские таможенники, видно, с большим рвением относятся к своей работе! Народ в здание таможни они пропускали группами (около 15 чел). За пол часа проходила 1 группа! Начался дождь, и люди достали зонтики. Народ стоял так густо, что под одним зонтиком помещалось 4-5 человек. После того, как дождь пошел сильнее, народ стал возмущаться, что запускают очень медленно. Особенно хорошо выделялась польская речь одного «пана», в которой довольно часто проскальзывало слово «курва» :).

И вот, нас впустили в вожделенное здание таможни! Мокрые, но довольные, что скоро все это закончится, мы стали в очередь.
Там есть два окошка – одно для граждан Евросоюза, а другое для всех остальных. Мы как, послушные европейцы стали в очередь ко второму окну. Как оказалось зря, становиться можно было в оба окна. Вообще, в прохождении границы главное иметь побольше наглости, кричать, толкаться – тогда быстрее пройдешь границу :). Жаль поняли мы это позже. И вот, апогей мудрости польских таможенников, когда мы уже были возле самого окошка, таможенник ПРИКАЗАЛ освободить место и перейти к другому окну, т. к. прибыла группа польских детей. В результате те, кто стоял у самого окошка, оказались в конце очереди к другому окну. Вообще польские пограничники ведут себя так, будто все украинцы спят и видят, как бы прокрасться в Польшу и остаться там. А главная задача таможни воспрепятствовать им :).

Вот, наконец, я протиснулась (потому что напирают так, что без хорошей физической подготовки таможню можно вообще не пройти) к самому окну. Таможенник строго посмотрел на меня, потом на фотографию в паспорте, эту процедуру он проделал раза 3 (не знаю, что он там сравнивал, паспорт я сделала за полтора месяца до поездки в Польшу!). Наконец, удостоверившись, что паспорт действительно мой, он спросил, куда я еду (на польском), потом спросил цель визита, и когда я не поняла, что он спрашивает, и переспросила, он опять НА ПОЛЬСКОМ повторил ту же фразу не повышая голоса (а на таможне достаточно шумно). Вообще, я предполагала, что таможенники должны знать английский язык и, если турист не понимает о чем его спрашивают, фразу повторяют на английском. Но польские таможенники не утруждают себя этим! А зачем? Если ты не понял – это твои проблемы! Затем последовал вопрос о том, где я буду жить в Кракове. Сказав, что у нас там зарезервирован отель и назвав улицу, я «наткнулась» на почти ненавидящий взгляд таможенника (не за что зацепится!). Немного подумав, он потребовал подтверждение. Подтверждение было у мужа, который стоял через человека после меня. Я потянулась к нему, но таможенник строго спросил, кто это. Когда он раза с третьего понял, что это муж, он подозвал его поближе. Посмотрев его паспорт и сверив фотографию, таможенник запросил подтверждение отеля. Подтверждение было распечатано из электронной почты, т.к. резервировали отель мы по инету. Строго взглянув на распечатку (на английском языке), он поинтересовался, где печать. Ответили, что общались по электронке. Еще раз внимательный взгляд в листик и опять вопрос, где же все-таки печать!!! После того, как мы уже хором сказали, что лист распечатан из эл.почты, таможенник задумался, потом подозвал меня поближе и, поставив печать, строго сказал, что если я не покину Польшу через 3 дня (срок действия визы) я буду депортирована! :)

Далее последовал осмотр рюкзаков (таможенница просто засунула руку в рюкзак и поворочала там вещи). Ничего не найдя там, нас пропустили. УРА! Мы в Польше! Прохождение польской таможни заняло у нас около 2-х часов.

Пройдя, наконец, все препятствия таможни мы оказались в Польше в 10:15 по украинскому времени и в 9:15 по польскому.

Медика нас встретила небольшим импровизированным базарчиком, на котором продавали водку и сигареты наши тети с Украины :). Тут же есть много обменников, в которых можно поменять доллары и евро на злотые. Курс обмена хороший, в Кракове не во всех местах такой встретишь. Поменяв деньги, мы сели на маршрутку до Пшемышля (2 злотых). Ехали минут 20. В Пшемышле маршрутка останавливается возле вокзала, туда мы и направились. Пока мы смотрели расписание, к нам подошел обыкновенный бомж и что-то сказал по-польски. Как мы поняли, просил денег. Ну что ж, ни один вокзал не обходится без этой прослойки общества :).

На поезд, который шел в Краков в 9:50 мы уже не успели (опоздали на 5 минут), поэтому взяли билеты на поезд в 11:33. В Польше есть поезда двух типов: особовые и поспешные. Особовые – что-то вроде наших электричек, идут медленно и останавливаются «на каждом углу». Поспешные – обычные поезда, только с сидячими местами. В поспешных есть 2 типа вагонов: 1-го и 2-го класса. Лучше брать билеты во 2-й класс, т.к. по-качеству они практически не отличаются. Если брать билеты сразу туда и обратно, получаешь скидку. Билет Пшемышль-Краков стоит 79,32 злотых, Краков-Пшемышль, взятый сразу же – 67,42 злотых. Оба билета скрепляют степлером, и хранить их нужно до приезда обратно в Пшемышль. Контролеры в поезде ходят несколько раз (у нас проверили билеты раза 3), а на обратной дороге смотрят оба билета!

До поезда оставалось еще больше часа, и мы пошли прогуляться по Пшемышлю.
Первый наш польский город – Пшемышль мне очень понравился. Первое, что поражает – чистота на улицах. Везде в людных местах расставлены урны и тебе не приходится мучаться вопросом, куда бы выбросить бумажку.
Немного побродив, нас привлек запах выпечки – недалеко была пекарня. Там продавалась всякая сдоба, включая очень симпатичные бублики, посыпанные маком. Вспомнив, что в Кракове традиционным туристическим лакомством являются именно бублики, мы решили попробовать их в Пшемышле. Бублики эти называются «obwarganki», если я не перепутала написание :).Бублики оказались вкусненькими, с хрустящей корочкой и сдобной серединкой. Позже мы попробовали такие же бублики в Кракове, там они продаются с присыпкой из мака, кунжута и бублики со специями. В Кракове они вообще ОБАЛДЕННО ВКУСНЫЕ! Стоят эти бублики от 0,50 до 1,0 злотых, в зависимости от места продажи.

И вот, пришло время садиться на поезд до Кракова. Поезда в Польше чистенькие, в туалетах есть туалетная бумага и салфетки для рук! В купе вмещается 8 человек. Там есть 4 диванчика, 2 маленьких столика и небольшой мусорник. Потом, едя в украинском поезде, мы вспоминали об удобстве мусорника в купе…

Через 3,5 часа мы прибыли в Краков – цель нашего путешествия. Итак, выехав из Киева в 19:16 вечера, в 15:10 следующего дня (в 16:10 по украинскому времени) мы были в Кракове.

На вокзале нас встретили наши знакомые, с которыми мы познакомились по инету перед поездкой. Очень хорошие люди, встретили нас как своих друзей, которых давно знали! Они поводили нас по городу, помогли договориться в отеле на ресепшене, рассказали много интересного о городе! Кстати, парень – украинец (из Стрыя) с польскими корнями. Он 6 лет назад приехал в Краков учиться. Так поляки не только предоставили ему бесплатное обучение в главном университете Кракова (Ягелонский университет), но и дали стипендию! Вот так поляки ценят своих!

Оставив вещи в отеле, мы пошли гулять по городу. Не буду описывать местные достопримечательности, инфу о них можно найти в любом путеводителе. Скажу только, что мне очень понравился Краков!

Красивый город, много древних сооружений, отлично сохранившихся до нашего времени! Запомнились Флорианские ворота в вечерней подсветке, с их внутренней стороны есть что-то вроде красивого герба одного из польских королей. Вообще, вечерний Краков – это настоящее представление света! Подсветка на всех костелах (не только в центре города), на главной площади красиво подсвечиваются сукеницы, Марьяцкий костел. Этого не передать словами, лучше приехать и посмотреть :).

Видели прикольный дорожный знак, типа «осторожно дети» - девочка, несущая красную конфетку на палочке :).

На главной площади, перед рынком, полно голубей. Их там все кормят, совсем ручные. Только протягиваешь руку с печенькой или булочкой – сразу слетается целая стая! Садятся на руки, плечи! Настоящее раздолье для детей и туристов! Такой восторг испытываешь, когда тебе на руки тепленькими лапками садится голубь и клюет у тебя прямо из ладошки!

Гуляли мы по Кракову в субботу – это день, когда играют свадьбы! Сколько красивых невест мы встретили по дороге! Польские женихи и невесты гуляют по городу до позднего вечера, фотографируются. А отмечают свадьбу, наверное, гости без них :).Жених с невестой традиционно ездят на экипаже, запряженном парой лошадей. Очень красивое зрелище!

У подножья Вавеля (древнего замка польских королей) стоит памятник дракону Краку. Очень симпатичный! Из пасти дракона периодически вырывается пламя, которое, кстати, можно «заказать», послав смс :). Номер смс написан на табличке памятника. За пол дня (с 16:00) мы успели пройтись по маршруту: вокзал – планты – Барбакан – Флорианские ворота – флорианская улица – рыночная площадь – Ягелонский университет – церковь св. Петра и Павла – Вавель – памятник дракону Краку – набережная Вислы – Казимеж.

ВОСКРЕСЕНЬЕ (11.06.2006). Первую половину дня воскресенья мы посвятили Величке. Соляные копи Велички открываются в 7:30 утра и ехать туда лучше пораньше, т.к. потом очень много туристов и очереди. Мы тоже запланировали приехать туда пораньше, но вышли из дома только к 9 утра :) Маршрутка в Величку (2,50 злотых) отправляется от здания центральной почты (раньше они отправлялись недалеко от здания вокзала, но сейчас идет его реконструкция). Поплутав немного и поспрашивав дорогу у людей, мы все-таки нашли маршрутку! Как говорится «язык до Киева доведет», в данном случае до Велички :).

Кстати, краковяне очень приветливый народ, ни один человек не отказывался нам помочь! И если не понимал по-украински, пытался понять по-английски! Встречались и такие, которые говорили только по-польски, но и они пытались объяснить то, что нас интересовало! Когда я ехала в Краков, мне все рассказывали, какие поляки гордые и надменные, а украинцев так вообще не любят. И вот, на своем опыте я убедилась, что поляки очень добродушный народ! В этом я уверилась еще больше после одного случая, произошедшего со мной.
Захотелось мне сфотографироваться на главной рыночной площади с голубями. А из приманки у меня было только печенька. Стою я и без большого успеха пытаюсь приманить побольше голубей, а рядом стояла старушка и кормила их зерном. И вот, эта пожилая польская пани, протягивает мне руку с зерном и по-польски говорит, чтоб я брала и кормила их! Потом она мне еще по-польски рассказывала, как правильно нужно их приманить: сначала присесть, а потом постепенно вставать, когда они начнут подлетать. И все это абсолютно бескорыстно!!! С доброй милой улыбкой на лице! Так что, все это неправда, что поляки гордые и не любят русских и украинцев!

Величканас встретила теплой солнечной погодой. На площади перед копальнями парни и девушки в национальных польских костюмах танцевали польские народные танцы.

Но приехали мы туда поздновато, часов в 10, и народа было ОЧЕНЬ МНОГО! Вход в копальниотдельный для групп и индивидуальных туристов. Причем стоимость разная. Для индивидуальных туристов 40 злотых, а для групп 34 злотых. Русский гид водит группы из индивидуальных туристов только три месяца в году – январь, июль и август. Экскурсии в определенное время. Но за экскурсию с гидом на иностранном языке (не польском) нужно платить 60 злотых! В июне русский гид не ходит. Не сильно расстроившись, мы купили обычные билеты по 40 злотых, путеводитель на русском и стали в очередь, чтоб зайти в копальни. С одним гидом заходит около 35 человек. Температура в копальнях 14 градусов, поэтому лучше взять с собой кофточку или ветровку.

Нам попалась очень приятная женщина-гид. Я практически все понимала, что она рассказывала, а что не понимала, дочитывала в путеводителе. Путеводители продаются на разных языках, очень грамотно составлены. Путеводитель написан четко по маршруту экскурсии, так что можно прочесть то, что не понятно. Хотя не всегда хватает освещения для этого :).

Сами копальни мне очень понравились! Такое ощущение, что попадаешь в царство подземных жителей – гномов. Сначала мы спускались 64 метра вниз по винтовой лестнице. Немного жутковато спускаться по деревянной лестнице с деревянными опорами на такую глубину! Затем нас повели по залам, каждый из которых представлял собой выработанную камеру, в которой раньше были соляные залежи. Каждая камера имеет свое название, в соответствии с которым в ней представлены фигуры из соли. Больше всего поражает огромный зал (каплица), посвященный св. Кинге. Высота этого зала 100 метров и все его убранство сделано из соли! В этой каплице до сих пор проводят венчания! Очень красивые огромные люстры с соляными кристаллами. В соляных копальнях нам показали, насколько каторжным был труд шахтеров: все древние орудия труда покрыты кристаллами соли! Можно только догадываться, что было с кожей после нескольких лет проведенных в копальнях. Спускались шахтеры в копальни на специальных «люльках», привязанных к основной веревке. И так на глубину около 100 метров! На эту же глубину спускали и лошадей на веревках! В общем, копи в Величке поражают своими масштабами и красотой! Это нужно увидеть!!!

Экскурсия по соляным шахтам заняла около 3-х часов. Затем мы снова отправились в Краков.

Погуляв немного в центре Кракова, мы поехали в аквапарк.
В выходной день 2 часа в аквапарке стоит 28,5 злотых. Если ты превышаешь это время, ты считают по 0,25 злотых за минуту. При входе в аквапарк (на кассе) тебе выдают специальный браслет. Этот браслет нужен для фиксации твоего личного времени нахождения в аквапарке и как ключ к шкафчику с одеждой. Время начинает отсчитываться с момента прохождения кассы. После кассы ты проходишь в раздевалку с кабинками. Одна дверь кабинки выходит в коридор, откуда заходят люди, а вторая в коридор, который ведет к шкафчикам, где можно сложить одежду. Шкафчик закрывается, когда прикладываешь к замку браслет. Открывается аналогично. Потом в душ и вот… вожделенный аквапарк! Везде в инете написано, что это самый большой аквапарк в Европе. Я была в Венгрии – там аквапарк намного лучше и красивее, а по размерам такой же. Может на пару больших горок больше.

Краковский аквапарк мне тоже понравился. Там есть детская площадка с совсем маленькими горками, грибками и т.д. для деток. Есть «альпинистская» стена, гидромассаж, джакузи с соленой водой, «горный поток». Можно поиграть мячиками в баскетбол или волейбол в воде. Ну и конечно ГОРКИ!
Большие горки (4 шт.) вынесены отдельно на улицу. К ним ведет винтовая лестница, вынесенная на улицу в отдельном павильоне. Самая крутая горка, которая мне понравилась – фиолетовая! Ты едешь в темном туннеле, а вокруг тебя мигает свет! Иногда освещение совсем пропадает и не понятно, где верх, а где низ!!! Очень здорово! На выезде из каждой горки фиксируется время, за которое ты «прошел трассу». Можно устраивать соревнования в скоростном спуске! :)
Еще очень понравилась «горная река»! Это такой поток, который тебя тащит вдоль стенок бассейна по кругу. Непередаваемые ощущения!!! Поток воды сам тебя несет, только держись на воде!

Вдоволь накупавшись и оставив немного времени на переодевание и сушку, мы покинули это замечательное место! После раздевалок есть фойе с фенами. Т.е. в время пребывания в аквапарке входит и время сушки волос :). Но знающие люди поступают по-другому! Они с полотенцем на голове выходят из касс и потом спускаются на один этаж ниже! Там находятся абсолютно такие же, но БЕСПЛАТНЫЕ фены!

После аквапарка мы еще немного погуляли по ночному Кракову. Пофоткали центр города в подсветке. Интересная особенность краковян: как только отходишь немного от центра города – жизнь стихает! В 11 часов на улице уже никого не встретишь! Идешь по пустынным улицам, ни машин, ни людей!!! Магазины у них тоже рано закрываются – в 21:00 в будни, около 14:00 в субботу, а в воскресенье вообще не работают!!! Ночных отделов тоже нет! Так что, если вдруг ты не успеешь купить еду до этого времени – будешь голодным!

Вечером мы перекусили запеканками в центре города. Запеканка – это такая большая булка, разрезанная пополам и зажаренная с, нанесенной сверху, смесью из сметаны и грибов. Сверху кладется кетчуп и посыпается зеленым луком или помидороми и огурцами с листьями салата (3 или 4 злотых соответственно). Довольно вкусная штучка. Если хочешь перекусить побольше – можно зайти в кафе или в ресторан, но будет это дорого. К примеру, порция салата там стоит около 20 злотых!

ПОНЕДЕЛЬНИК (12.06.2006).Оставшиеся 2 часа до поезда, мы посвятили походу по магазинам Кракова. Вернее, мы с мужем пошли по магазинам, а наши друзья осматривать еще не осмотренные достопримечательности. Они побывали в Вавеле еще раз, поднялись на колокольню, осмотрели замок внутри. Ну а мы пошагали в поисках недорогой обуви. Наш поход закончился покупкой очень симпатичных шлепок за 44 злотых (около 70 грн.) и босоножек за 60 злотых (около 96 грн.) для меня. Интересно, что в Кракове идет дискриминация мужчин по обуви :) Женской летней обуви очень много, а нормальную мужскую не найдешь!!!

Чтоб успеть на поезд из Львова, который отходил в 22:55 по украинскому времени, мы выбрали поезд, который уезжал из Кракова в 13:47. Купив на прощание «обваржанки», сладкую водичку (1,5 л 2,19 злотых) и корзиночку (1 кг) персиков за 5 злотых, мы сели в поезд…

В 17:27 мы были в Пшемышле. Там сразу сели на маршрутку до Медики (в 17:40) и в 18:00 подъехали к границе. В Медике нас встретили неизменные тети с сигаретами, пивом и водкой. И вот, поменяв остатки злотых на гривны (!) мы отправились к польской таможне.

Польская таможня заняла у нас совсем немного времени – с 18:10 до 18:15. Поляки на таможне никого не досматривают, только смотрят фотку и шлепают штамп о выезде из Польши.

Идя по «зеленому коридору» мы опять наблюдали украинских теть, приматывающих к ногам сигареты :).

И вот перед нами «Ласкаво просимо до України!» Но Украина не спешила принимать своих блудных детей – перед таможней толпились люди. Пограничники пропускали людей парами. Двигалась толпа быстро (таможенники тоже только смотрели фотку и ставили штамп). И вот в 18:49 по польскому времени и в 19:49 по украинскому, мы были на родной земле!!!

В маршрутку до Львова мы сели в 20:25 и в 22:25 были во Львове. Как раз хорошо, чтоб успеть на поезд в 22:55!

ВТОРНИК (13.06.2006).В 7:32 наш поезд прибыл в Киев.

Уставшие, не выспавшиеся, но довольные мы разъехались на работу!

Польша запомнилась, как красивая сказка, с островерхими соборами, улочками, мощеными булыжником, стайками голубей на центральной площади Кракова и радушными поляками. Для меня Польша осталась солнечной удивительной сказкой, в которую хочется вернуться и побродить еще раз по ее улочкам.