Счетчики







Эмоциональное и психическое здоровье ребенка зарождается до его рождения

Скляренко Элина Олеговна

Когда люди взрослеют, они все чаще и чаще вспоминают свое детство - длинные светлые дни, ласковый и ободряющий голос, улыбку мамы. Все, все вызывает умиление и чувство радости. Представить свое детсво без родителей очень сложно. Но если родителей не было, или они относились к своему ребенку слишком холодно или равнодушно, или враждебно? Что происходит в сердце ребенка и как это отражается на его дальнейшей жизни и душевном состоянии?

Наука уже давно установила, что для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы он был окружен заботой и лаской, чтобы на его органы чувств еще до рождения и с первых дней жизни действовали нужные и самые разнообразные сенсорные раздражители. Чтобы по мере развития детской психики усложнялся и нарастал объем полезной информации. Сегодня уже есть исследования влияния материнской любви на ребенка….. еще до рождения.

Ребенок еще не родился, он еще в утробе материнского организма, но он уже нуждается в родительской любви, в ласковом и добром слове, отношении. Каждый медик, занимающийся психическим развитием детей, знает, что имеется относительно четкая взаимосвязь между отношением матери к своему будущему ребенку и психическим развитием младенца. В США, например, распространена точка зрения, согласно которой, возниконовение и уж, во всяком случае, усугубление некоторых тяжких психических расстройств обусловлено - в большей или меньшей степени - отрицательным или холодным отношением матери к своему будущему ребенку. То же самое касается и более легких, порой малозаметных отклонений. В частности, невротичные матери рожают невротичных детей.

Известный испанский детский врач Иеронимо де Морагас изучал зависимость между отношением матери к еще неродившемуся младенцу и его развитием. Он разделил будущих матерей на 3 группы. В первой группе были матери, у которых предыдущие беременности закончились неудачно и поэтому они испытывали страх, что и эта беременность может прерваться. Во второй группе были матери, которые уже зараннее отрицательно относились к своему будущему ребенку, главным образом из-за того, что зачатие наступило вопреки их желанию. Получается так, что в первой группе будущие матери слишком сильно любили своих будущих детей, а матери второй группы - ненавидели. Третью группу составляли будущие мамы, которые любили своих будущих детей, но в меру, без крайностей.

Забегая наперед, нужно отметить, что дети всех матерей выросли здоровыми. Что же получилось? Каковы результаты этих исследований? А предугадать было несложно....

Оказалось, что дети из первых двух групп были во многом похожи: они были крикливы, плохо спали, ели, не давали покоя своим родителям. В раннем возрасте некоторые из них надрывно кричали, закатывались в истерике, капризничали, создавали дома нервозную обстановку.

Автор этого исследования не считает единственной причиной подобного поведения отношение матерей к своим будущим детям. Конечно, тут играет роль множество других причин, но сбрасывать со счетов фактор родительской любви невозможно.

Известный американский психиатр и исследователь Томас Верни изучал и анализировал многочисленные литературные данные о влиянии душевного состояния матери во время беременности на эмоциональные и творческие способности будущего ребенка. По его мнению, мать "ставит заслон" будущему ребенку против больших и мелких неприятностей в его жизни.

Вот несколько характерных цитат из его книги: "Любящие и имеющие хороший эмоциональный контакт со своим ребенком матери рожают более уверенных в себе и более защищенных детей. Матери несчастные, подавленные или неуверенные в своей любви к ребенку рожают детей, более подверженных неврозам, поскольку их личность формировалась в обстановке страха и беспокойства. И неудивительно, что эти дети, если им не помочь, становятся эмоционально нестабильными…. Наиболее благоприятный период для образования связи между матерью и ребенком - последние месяцы беременности, особенно два месяца, непосредственно предшествующие рождению. В этот период ребенок достигает определенного физического и интеллектуального уровня. Однако формирование привязанности ребенка к матери не происходит автоматически. Необходимы время, любовь, понимание для того, чтобы эта связь наладилась и удовлетворительно функционировала…. Самую серьезную опасность для ребенка несет не кратковременная реакция матери на какое-то конкретное событие, а длительное эмоциональное состояние. Если ее внимание полностью поглощено своим горем или потерей, ее ребенок может пострадать очень сильно. Но если она не прерывает с ним связи благодаря чувству любви и заботы, он будет продолжать нормально развиваться".

Томас Верни считает, что привязанность к неродившемуся еще ребенку представляет самый лучший способ охраны его здоровья. Эта привязанность в дальнейшем будет определять их будушие отношения. Если взрослый человек может оградить себя от негативного воздействия чего-либо, то будущий ребенок в стадии зародыша, не может этого сделать. Вот почему чувства его матери очень глубоко оседают в психике еще не родившегося младенца. А после рождения они могут о себе дать знать.

Все эти выводы заставляют задуматься над истоками гармоничного или ненормального развития человека.

На Западе совсем недавно зародилась новая наука - аптономия. Эта наука изучает эмоциональные и психотактильные контакты. Одним из аспектов аптономии, является подготовка к родам.

Еще недавно в нашей стране этой проблеме не уделялось существенное внимание, а курсы по подготовке к родам при обычном роддоме сводились к запугиванию будущей роженицы. Радует, что сегодня, даже у нас в Украине, появляются альтернативные курсы, центры по психологической и практической подготовке к родам молодых родителей. Основная задача такой подготовки - установить еще до рождения связь будущего малыша с мамой и папой. Уже в утробе малыш узнает своих будущих родителей, отвечает на их призывы, участвует в общении. Такие малыши в будущем намного общительнее и спокойнее, они легче налаживают контакты со сверстниками. Сегодня, практикующие врачи верят в то, что придет день, когда появится возможность оказывать благоприятное влияние на психическое развитие ребенка в зародышевом состоянии и будет возможность облегчить страдания малыша, которые были вызваны неприятными событиями в жизни матери во время беременности и родов.