Счетчики







Новые методы лечения детей, усыновленных из детских учреждений: Руководство для родителей и специалистов

К новой семье© проект

Самое лучшее, что могут сделать родители и специалисты для ребенка старшего возраста, усыновленного из детского учреждения, это оказать ему медицинскую и психологическую помощь. Ранняя диагностика отклонений, особенно задержек речевого и когнитивно-интеллектуального развития, сенсорно-моторных отклонений, а также оценка «степени психологического развития или травмы» ребенка поможет подобрать наиболее подходящее лечение. Рассматривая новые методы реабилитации, Федеричи (1998) активно возражает против принципа «подождать и посмотреть, что будет», поскольку очень важно постоянно помнить, что ребенок долгое время жил мире, где он был практически отрезан от материнской любви и заботы. Эти проблемы должны оцениваться и решаться как можно раньше, при этом главная рекомендация заключается в том, чтобы постепенно «вводить» ребенка в новую семью, культуру и языковую среду - ведь все эти явления ему неизвестны. Необходимо разработать стратегию и четкий план действий, чтобы свести к минимуму будущие проблемы.

Изложенные ниже рекомендации и предложения, возможно, покажутся некоторым семьям излишне категоричными, но они придутся по душе тем, кто, спустя много лет после усыновления, пришел к выводу о необходимости обращения к помощи психолога и признался себе: «Если бы я мог начать все сначала, я действовал бы несколько иначе». Поэтому наиболее оптимальна постепенная «деинституализация» ребенка после усыновления, поскольку она предполагает четкий план, составленный с учетом уровня развития ребенка и не принимающий во внимание потребности родителей, которые при всей своей благонамеренности могут не соответствовать уровню психосоциального и когнитивного развития ребенка.

Людям, усыновившим ребенка, прожившего в интернатном учреждении больше трех лет, нужно учитывать следующие рекомендации, следование которым может привести к оптимальным результатам.

1. Еще до усыновления семья должна подготовиться к потенциальным трудностям. Родителям следует заранее проконсультироваться со специалистом, чтобы знать о вероятных медицинских и психологических факторах и возможных задержках в умственном развитии, особенно в развитии речи. Усыновителям очень важно знать о ложном аутизме и об госпитальном аутизме, поскольку многие дети из детских учреждений занимаются само-стимуляцией, что вызывает шок у родителей.

2. Усыновители должны быть готовы к тому, что вначале их ждет период знакомства или «медовый месяц». Однако немедленная неразборчивая привязанность не означает, что ребенок автоматически любит вас или по-настоящему понимает, что такое любить и быть привязанным. Родители начинают любить своего приемного ребенка гораздо быстрее, чем ребенок начинает любить их, поэтому взрослым следует помнить, что формирование привязанности - длительный, развивающийся процесс, а не немедленное событие.

3. Родителям категорически не следует пытаться исправить все и сразу, поскольку на восстановление ребенка могут уйти годы, а иногда и вся жизнь, в зависимости от вреда, нанесенного малышу в начале жизни. Усыновителям нужно оставаться спокойными и практичными. Сначала необходимо сфокусировать внимание на организации переезда ребенка из его родной страны в их дом, продумать решение возможных срочных медицинских проблем. Родителям полезно проконсультироваться со специалистом относительно того, как ребенок может реагировать на их присутствие во время первой встречи или на перелет домой. Такая консультация поможет предотвратить катастрофу. Кроме того, необходимо поговорить с педиатром о возможном применении некоторых консервативных медицинских средств, которые облегчат беспокойство ребенка и дадут ему возможность поспать. Помимо этого нужно быть готовым к таким частотным недомоганиям, как тошнота, рвота, диарея или инфекции. Основная задача родителей - привезти ребенка домой, и обеспечить ему постоянное медицинское наблюдение.

4. После приезда домой нужно постараться оградить ребенка от сильных эмоций. Детская комната должна быть очень простой и лаконичной, чтобы многообразие цветов, звуков, картинок и игрушек не породило хаос в голове ребенка - ведь ничего подобного он раньше не видел. Важно помнить, что дети, воспитывавшиеся в интернатных учреждениях, не привыкли иметь хоть какую-то стимуляцию. По прошествии некоторого времени родители могут постепенно знакомить сына или дочь с новыми вещами, но главное делать это должны только усыновители и делать постепенно, не торопясь. Не нужно устраивать шумного «воссоединения семьи», которое, безусловно, ошеломит ребенка.

5. Дети из интернатных учреждений привыкли к очень жесткому распорядку дня, который в определенной степени должен поддерживаться и после переезда ребенка в новый дом. Соблюдение режима, включающего еду, сон, игры, общение с родителями, необходимо - в противном случае ребенок будет дезориентирован и смущен, так как он не сможет усвоить всю информацию, которую предложит ему ваш дом.

6. Очень важно, чтобы родители проводили дома, с приемным ребенком как можно больше времени, при этом нужно ограничивать число окружающих людей, лучше всего, если это будут только члены семьи. Присутствие дальних родственников и друзей только подтолкнет развитие неразборчивой привязанности, поскольку каждый взрослый захочет поздравить ребенка и подарить ему подарок. Если это возможно, кто-то из приемных родителей должен постоянно находиться дома, наблюдая за сыном или дочерью и оценивая любые нюансы его/ее умственного и эмоционального развития, с тем чтобы вместе со специалистом-психологом определить, в какое детское образовательное учреждение можно будет определить ребенка впоследствии. Детский сад противопоказан малышу в течение достаточно длительного периода (по крайней мере, год). Помните, детский сад - это просто другое казённое учреждение, к которому ребенок привыкнет и адаптируется, и которое будет противостоять семье.

7. В течение первых 2-3 месяцев родители должны стараться говорить с ребенком на его родном языке, даже если их познания в нем весьма скромны. Малыш выучит английский язык очень быстро, но он будет чувствовать себя более комфортно, если усыновители будут произносить хотя бы некоторые, самые важные фразы на его родном языке. Даже ломаный русский или румынский лучше, чем идеальная английская речь, которую ребенок совершенно не понимает. Он будет чувствовать се6я одиноким и изолированным, особенно если у него есть задержка речевого развития. Рекомендуется использовать картинки, язык знаков и жестов или методы прямого тренинга (т.е. говорить и одновременно показывать).

8. Эмоциональное развитие большинства детей, усыновленных из учреждений, соответствует, в лучшем случае, уровню развития 2-3-х летнего ребенка. Поэтому им требуется постоянный тренинг: повторение действий, ролевые игры, обыгрывающие все, что детям приходится делать в жизни: купание, туалет, еда, процесс одевания, построение отношений с людьми и животными. Многие дети становятся очень агрессивными и требовательными и вымещают свои отрицательные эмоции на других членах семьи или домашних животных, поэтому очень важно свести стимуляцию к минимуму, а постоянное и внимательное наблюдение за ребенком максимально увеличить.

9. Старайтесь не брать только что усыновленного ребенка в те места, которые способны повлиять на его эмоциональное состояние: в супермаркеты, парки, развлекательные комплексы, Диснейленд, т.е. туда, где чувства ребенка могут быть перегружены. Большинство родителей, совершивших со своими детьми такие прогулки, впоследствии сожалели об этом, поскольку ребенок приходил в возбужденное состояние, из которого его было очень трудно вывести.

10. Независимо от возраста ребенка нужно исключить из его жизни телевизор, а также электронные, видео- и компьютерные игры, так как все это только спровоцирует социальную обособленность и новую волну рассеянности.

11. Постепенное введение в социализацию должно занимать несколько месяцев, а не один день. Немедленное помещение ребенка в детский сад или школу часто приводит к катастрофе, поскольку ребенок из интернатного учреждения будет вести себя в новом месте и строить отношения с обществом так же, как и в детском доме или приюте. Обычно это принимает форму неразборчивой привязанности, агрессии или отчужденности и изолированности.

12. Особо нужно остановиться на рационе ребенка, поскольку многие родители стараются предложить сыну или дочери все и сразу, а это категорически противопоказано. Помните, дети в приюте или детском доме живут на очень строгой диете, не отличающейся разнообразием. Если возможно, в первое время постарайтесь сохранить привычное питание. Затем постепенно вводите новые продукты, при этом постоянно наблюдайте за ребенком, так как дети часто начинают прятать еду или вести себя за столом недопустимым образом. Строгое наблюдение взрослых и ограничение в пище приведут к формированию правильных привычек, так как еда зачастую может быть другой формой само-стимуляции и самоуспокоения, замещающей человеческие отношения.

13. Что действительно чрезвычайно трудно сделать родителям, так это удержать ребенка от демонстрации дружеского расположения к незнакомым людям. И опять, многие родители часто обнимают ребенка, берут его на руки, и он может откликаться на такое поведение, но с его стороны проявление чувств может не иметь глубокого содержания или эмоционального наполнения. Родителям нужно установить четкие границы и иерархию и постепенно учить ребенка, когда, где и к кому можно прикасаться, кого можно брать за руку, а кого обнимать. Многие дети, взятые из учреждений, немедленно ответят на родительскую любовь своей любовью, но это, скорее всего, будет не настоящее чувство, так как подобное поведение не практиковалось в детском доме или приюте, где рос ребенок. Нужды ребенка должны стоять выше желания родителей «починить его» с помощью любви и расположения, которые часто потоком выливаются на ребенка сразу же после его приезда. Безусловно, усыновителями руководят благие намерения, но они идут вразрез с уровнем развития ребенка и глубиной его понимания.

14. У многих детей наблюдается задержка когнитивного и языкового развития. Родители должны понимать, что принцип «подождать и посмотреть, что будет дальше» может оказаться не лучшим помощником в данной ситуации, и что если у ребенка обнаружены отставания в речевом развитии и поведении, то нужно немедленно предпринять необходимые меры. Будьте последовательными в своих действиях, наладьте эффективную дисциплину, обратитесь к специалисту, который назначит необходимую терапию. Четкая структурированность жизни, твердость и разнообразные техники модификации поведения помогут ребенку чувствовать себя в безопасности даже тогда, когда он будет противиться правилам, установленными для него родителями. С яростью и агрессией также нужно бороться с самого начала, создавая для ребенка безопасную обстановку и обеспечивая хороший уход. Следует избегать нетрадиционных методов терапии, такой как редукция ярости (rage reduction) или немедленная «терапия привязанности» ("attachment therapy"), применяемая к детям с диагнозом «Reactive Attachment Disorder». Сущность этого диагноза представляется не совсем ясной, поскольку ВСЕ дети старшего возраста, вышедшие из учреждений, не имеют достаточного опыта в формировании привязанности. Это данность, и она не должна автоматически превращаться в психиатрический диагноз, когда лечение или медикаменты назначаются преждевременно.

15. Родители должны научить ребенка понимать, что такое его личное пространство, установленные границы; нужно помочь ему не бояться зрительного контакта; нужно научить его владеть тоном и высотой своего голоса, научить самоконтролю и способности контролировать отрицательные и положительные эмоции. Большинство детей имеет смутное представление о значимости мимики и языка тела, которые являются важными составляющими развития здоровой привязанности. Этим навыкам ребенка нужно обучать, он не в состоянии усвоить их самостоятельно, в противном случае он может перенять неправильные образцы.

Заключение, выводы и вопросы для размышления
Для того чтобы оценить всю глубину медицинских, эмоциональных и познавательных трудностей, с которыми сталкиваются сироты, воспитывавшиеся в интернатных учреждениях, нам нужно осознать весь путь, пройденный такими детьми, и все то, что происходило с ними на протяжении этого пути.

Представьте себе, как ребенок появился на свет. Вообразите его в чреве матери, страдающего от плохого питания, ядов окружающей среды, никотина и, возможно, от угрожающих его жизни санитарных условий. Представьте себе, что малыш рождается в крайне неблагополучной семье, у него нет еды, крыши над головой, одежды и медицинского ухода. Представьте себе покинутого ребенка, растущего без любви и заботы матери и отца. Представьте, что его привозят в стерильную больницу, где он в одиночестве лежит в кроватке, лишенный контакта с людьми. Безусловно, такая заброшенность может привести не только к психологическим, но и к медицинским проблемам. Как и любой ребенок, остававшийся без внимания и ухода долгое время, эти покинутые сироты находятся в группе риска - их мозг и психология подвергаются серьезной опасности.
После приезда ребенка в дом усыновителей, восстановление некоторых аспектов его жизни в детском доме или приюте может стать ключом к установлению связи и привязанности на начальной стадии, поскольку ребенок будет понимать, что вы осознаете, откуда он приехал. Постепенное погружение в новую и очень сложную жизнь требует времени, усилий, последовательности и готовности родителей применить новые методы ухода и терапии, которые порой противоречат принципам традиционного воспитания. Если родители в стоянии объективно оценить, как рос их ребенок, и в чем заключаются его истинные потребности, не совпадающие с желанием самих родителей немедленно создать семью, желанные перемены и стабильность наступят гораздо быстрее.
Ни в коем случае не следует недооценивать силу семейной структуры и иерархии, жизненно необходимой для правильного развития ребенка, который, возможно, перенес раннюю депривацию, наложившую свой отпечаток на его когнитивное и/или эмоциональное развитие.

Каждый ребенок нуждается в опеке, поддержке и образовании, а дети из интернатных учреждений требуют на 50% больше внимания, чем вы рассчитываете им дать. Безусловно, такая задача может показаться родителям обременительной и трудновыполнимой, но глубокое участие взрослого в жизни ребенка, биологического или приемного, приводит к наиболее оптимальным результатам.
Очень важно оценить состояние ребенка как можно раньше, и проблемы должны быть замечены в момент их появления. В нашем обществе было принято видеть в ребенке человека, который «способен сам всему научиться и стать независимым», которого ни в коем случае нельзя чрезмерно контролировать. Дети из учреждений уже «выучились всему сами и стали независимыми», но результаты нельзя назвать успешными. Поэтому обучить родителей работе с ребенком - задача первостепенной важности.
Успех воспитания зависит от опыта, но гораздо важнее правильно понимать ситуацию.

Перевод Натальи Ран
Постинтернатное воспитание ребенка: Риск, трудности и новые методы лечения (Raising The Post-Institutionalized Child Risks, Challenges and Innovative Treatment) Рональд С. Федеричи (Ronald S. Federici)

К НОВОЙ СЕМЬЕ© проект