Счетчики







Быть или не быть инклюзии?

Скрыпник Татьяна

24 октября 2006 г. в Киевском городском доме учителя состоялась пресс-конференция под названием „Жить з аутизмом в ХХІ веке”.Проведение пресс-конференции инициировалось Ассоциацией поддержки лиц с аутизмом „СОНЯЧНЕ КОЛО” при содействии Международного фонда „Возрождение”.

Мероприятие началось с просмотра документального фильма, созданного Ассоциацией „СОНЯЧНЕ КОЛО” благодаря поддержке кампании UMC.
Фильм посвящен тому, как можно с любовью и увлечением заниматься с детьми-аутистами, а центральное событие фильма – участие детей с аутичным типом развития в интеграционном лагере на Полтавщине этим летом. В фильме продемонстрированы разные виды развивающих занятий с детьми, эпизоды из работы «Маминой школы» и фрагменты спектаклей, поставленных силами родителей. Оригинальные находки в фильме – «цитаты» из фильма «Форест Гамп», перекликающиеся с ситуациями, раскрываемыми в фильме.

После просмотра фильма состоялось обсуждение проблемы интеграции и инклюзии детей-аутистов в образовательную среду. При этом подчеркивалась большая ценность именно инклюзивных процессов, при которых один-два аутиста, например (или дети иных (возможных для такого процесса) категорий), включены (сам термин инклюзия – от англ. «включенность») в группу детей с нормальным типом развития.

В обсуждении приняли участие представитель Главного управления образования и науки Киевской городской государственной администрации Н.И.Гелион, заместитель директора Института коррекционной педагогии и психологии Государственного педагогического университета имени М.П.Драгоманова М.К.Шеремет, докторант этого Института Д.И.Шульженко, представитель кампании UMC, городской психолого-медико-педагогической консультации, корреспондент журнала «Социальний захист», редактор сайта UAUA.INFO, специалисты Школы надомного обучения «Надежда», Благотворительной организации «Школа-Сходинки», Ассоциации «СОНЯЧНЕ КОЛО», мамы аутичных детей и детей с нормальным типом развития.

Основные проблемы, которые звучали, были следующими: чрезвычайно травматичное и часто неадекватное «прохождение» ребенком известной комиссии; отсутствие специалистов, способных эффективно работать в настоящих инклюзивных процессах; отсутствие «института» адаптеров, а также понимания со стороны работников детских дошкольных учреждений и массовых школ относительно необходимости и возможности присутствия адаптера на занятиях; равнодушие чиновников; отношение к инвалидности по «медицинской», а не «педагогической» модели (принятой в развитых странах) и др. Обсуждение было острым, местами конфликтным, отражающим непростую ситуацию, связанную с существующими проблемами вокруг детей с особенностями психофизического развития в целом, и аутистов, в частности.

Таким образом, проведение этого мероприятия стало местом встречи участников возможного интеграционного и инклюзивного процессов, однако дальнейшие решительные шаги в нужном направлении еще впереди.