Счетчики







Подайте на хлебушек, а то переночевать негде…

Малолетние беспризорники и попрошайки давно уже стали привычным злом в крупных городах Украины. Журналисты вспоминают эту тему два раза в год — к Первому сентябрю и Дню защиты детей. Статьи не блещут оригинальностью: либо истории о порушенных судьбах, выбивающие слезу, либо страшилки о мафии нищих. Нам кажется, что истина, как всегда, посредине.

Профессионалы протянутой руки
Мало кто задумывается о том, что, подавая «копеечку», мы сами гарантируем — попрошайки не исчезнут с наших улиц. Спрос рождает предложение. Сегодня даже представители милиции признают, что попрошайничество — бизнес. И, как любой бизнес, он развивается, приноравливается к существующим реалиям.

Еще несколько лет назад несовершеннолетние «работали» в основном в транспорте, сегодня же они группируются в вечерне-ночное время возле казино и ночных клубов. Популярностью пользуются также праздничные и каникулярные дни — в крупные города Украины съезжаются ребята из Житомирской, Киевской, Закарпатской областей. В пасхальные дни попрошайки мигрируют на кладбища, рассчитывая на подаяния от посещающих могилы родственников. В дни религиозных праздников «работники» делят места возле церквей.

Ситуацию обрисовал первый заместитель начальника департамента криминальной милиции по делам несовершеннолетних МВД Украины подполковник милиции Владимир Николаевич Музыка: «Проблема последнего времени в том, что просить милостыню начинают дети, проживающие в Киеве. Во время рейдов, проводимых в 2006 году, мы разговаривали с ними — они видят, что их ровесники зарабатывают деньги на пустом месте, и подражают им».
Принято считать, что несовершеннолетних крышует «мафия нищих». По мнению Владимира Музыки, это не так: «Речь идет, скорее, о семейном бизнесе. За 2006 год было возбуждено 170 уголовных дел по статье 34 Уголовного кодекса Украины. Почти во всех случаях детей использовали для попрошайничества родители. Это говорит о том, что в Украине этим бизнесом занимаются определенные группы населения. Ежедневно милиция забирает с улиц по 50—60 детей, многие из них попадаются второй, третий раз… Они возвращаются в детские дома, школы-интернаты, семьи, рассказывают сверстникам о легком заработке и снова убегают — теперь уже компанией. Обычно это подростки 12—13 лет. Они настолько свободолюбивы, что мне сложно представить ситуацию, в которой этих детей могут насильно подчинить себе какие-то чужие люди. Скорее, сами дети объединяются в группы, потому что вместе легче найти ночлег и питание».

«Уличные мадонны»
Эти женщины с маленькими детьми на руках, тихо сидящие в переходах метро, ничего не просят. Они не нарушают никаких законов, а пластиковый стаканчик, стоящий неподалеку… ну мало ли кто его оставил? В законодательстве Украины есть только одна статья Уголовного кодекса, в которой речь идет о втягивании несовершеннолетних в попрошайничество (статья 34 УК), но собственно попрошайничество и бродяжничество не являются правонарушением. Не нарушают нормы закона и «уличные мадонны» — использовать детей, значит, заставлять их просить милостыню. Годовалый же ребенок молчит, он лишь реквизит для сбора денег у сердобольных граждан.

«Очень важно доказать, что женщина именно использует ребенка, — рассказывает Владимир Николаевич. — Мы регулярно проводим рейды вместе с врачами-педиатрами, потому что забрать малыша мы можем лишь в том случае, когда доказано: что-то угрожает его здоровью или жизни. Но, как показывает практика, большинство осмотренных во время рейдов детей чувствуют себя нормально с врачебной точки зрения — это относится и к физическому состоянию, и к уровню развития. Тех же, чье здоровье вызывают опасения, мы отправляем в медицинские учреждения».

Общественные организации, занимающиеся проблемой использования детей, бьют тревогу, заявляя, что несмышленышей «мафия нищих» покупает у настоящих родителей. Представители милиции этого не подтверждают — во время рейдов обязательно проверяются документы, в которых указаны данные на малыша и его маму. Правда, госструктуры не отрицают и того факта, что некоторые мамы не становятся на учет в женские консультации во время беременности, рожают дома и затем не регистрируют детей. Подполковник милиции Владимир Музыка рассказывает: «Да, у нас есть дети, которые не регистрируются даже в загсе. В прошлом году мы выявили семью с двумя малышами, одному четыре, второму семь лет. У этих детей не было даже элементарных свидетельств о рождении. Государству о них ничего не было известно». Кто знает, куда попадают такие дети, рожденные «вне закона»…

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ В УКРАИНЕ»:
На сегодняшний день в Украине зарегистрированы 46 тысяч неблагополучных семей, в которых проживают 135 тыс. детей. Ежегодно милиция привлекает к ответственности за неисполнение обязательств по воспитанию детей более 20 тысяч родителей (184 статья УК об административных нарушениях). В 2006 году возбуждено более 700 уголовных дел по поводу неисполнения родительских обязанностей. Ежегодно почти 3,5 тыс. матерей суд лишает родительских прав.

Татьяна Демьяненко, представитель инициативной группы жителей Киева, обеспокоенных проблемой использования детей в попрошайничестве:
«Наша деятельность началась с простого вопроса: почему дети попрошаек всегда спят? Спят два часа, три, четыре… Сколько раз будешь проходить мимо такой женщины с ребенком в течение дня, столько раз и увидишь малыша спящим. И неважно, сколько ему - шесть месяцев или три года.
Мы уверены: этих детей опаивают снотворным, иногда алкоголем. Зачем? Да потому что ребенок, который спит, не мешает «работать». Он не плачет, не просит кушать и играть.
Мы изучили законодательство Украины по этому вопросу - в отношении использования детей в целях попрошайничества явная дыра! Существует статья Уголовного кодекса, запрещающая вовлечение детей в попрошайничество, которая предусматривает ответственность за склонение детей к данному занятию, но нет статьи, запрещающей использование детей. То есть незащищенными остаются самые маленькие, которых просто целыми днями держат на улице, чтобы вызывать жалость прохожих, которые тогда подают больше.
< Поэтому основная наша цель - добиться внесения изменений в законодательство.
Кроме того, мы хотим информировать общество об этой проблеме, потому что люди попросту не осознают всей ее глубины».

Татьяна Амвросимова, газета «Известия в Украине», четверг 18.01.07, № 07/250