Счетчики







А.В. Толстых. «Наедине со всеми: о психологии общения»

Знаете ли вы свои личностные качества? Умеете лк строить бесконфликтное общение с окружающими? Хотите ли научиться владеть собой в жизненных ситуациях? Можете ли расположить собеседника, завоевать его доверие? И а эти и многие другие вопросы читатель найдет ответы в книге автора, кандидата психологических наук. Интересны практические советы психолога и тесты, позволяющие проверить себя.

Оглавление

От автора

Глава первая. В поисках информации для размышления

  • «Приметы» Франсуа Вийона
  • Тест самопроверки: надежный ли вы человек?
  • Тест самопроверки: любят ли вас люди?
  • Тест самопроверки: кто вы — «сова» или «жаворонок»?
  • Задача на смысл
  • Аффект неадекватности
  • Психология выбора
  • Прерванный разговор
  • Блеск и нищета привычки
  • Тень Хаммурапи
  • В обороне
  • Бестактность
  • Зона комфорта
  • Бесполезная вредность
  • Притупление
  • Кто мыслит абстрактно

Глава вторая. Азбука общения

  • Ребята, давайте жить дружно!
  • Пройдена ли азбука общения
  • Тест самопроверки: умеете ли вы контролировать себя в общении?
  • Резервы общения
  • На дистанции
  • Без слов
  • Секреты Шерлока Холмса
  • Эффект установки
  • Две версии
  • Общение без стресса
  • Стресс рухнувшей надежды
  • Заповеди психогигиены

Глава третья. Ступени жизни

  • Избранные страницы возрастной психологии
  • Первый крик
  • Лучшее, что может сделать ребенок с игрушкой
  • Игра в жизни ребенка
  • Первый раз в первый класс
  • После детства
  • Скромное обаяние молодости
  • «Вуду вечно молодым»?
  • «Земную жизнь пройдя до середины...»
  • Зрелость как ответственность
  • «Кризис идентичности» и «ипохондрия»
  • «Старость юности» или «юность старости»?
  • На склоне лет

Глава четвертая. Повелитель времени

  • Закон Паркинсона
  • Операция «С новым годом!»
  • Время жить
  • Степень важности
  • Ключи к успеху
  • Сотворение жизни
  • Краткое руководство по обращению со «слонами»
  • Философия календаря
  • Похитители времени
  • Между прошлым и будущим

Глава пятая. Дела семейные

  • Как важно быть счастливым
  • Тест самопроверки: довольны ли вы своим мужем?
  • Идеальный муж
  • Тест самопроверки: какой вы мужчина? какая вы женщина?
  • Ревнивцы и ревнивицы
  • Тест самопроверки: знаете ли вы друг друга?
  • Как преодолеть застенчивость?
  • Тест самопроверки: психологическая совместимость
  • Мелочи жизни
  • Лекарство от развода
  • Тест самопроверки: какой вы родитель
  • Своевременный воспитатель

Глава шестая. Тысяча мелочей

  • Добро пожаловать
  • Эффективный читатель
  • Искусство быть читателем
  • Возьмите слово
  • Об умении слушать и говорить
  • Тест самопроверки; какой вы лектор?
  • Наш друг телефон
  • О памяти
  • Восемнадцать вопросов о руководителе
  • Тест самопроверки: есть ли у вас артистические наклонности?
  • Исцеляющее искусство

Глава седьмая. Психолог и другие

  • Странная профессия
  • Кому он нужен, этот психолог?
  • У замочной скважины
  • В исповедальне
  • Секреты и тайны
  • Клятва психолога
  • Несколько заключительных слов
  • Литература

От автора

Несколько лет тому назад редактор одного из наших популярных журналов обратился ко мне с просьбой написать цикл статей под общим заголовком «Психология обыденной жизни». Предложение не показалось заманчивым, и я отказался. Причем не просто отказался, а, как тогда казалось, весьма аргументированно. Прежде всего, было несогласие с той волной психологического культпросвета, который стал заполнять наши научно-популярные издания. Явный симптом «моды на психологию» не представлялся симпатичным: в ход пошло, если не все, то многое, в том числе тесты на все случаи жизни и даже научные методики, публикация которых является явным нарушением профессиональной этики. Да и что латать дыры той вопиющей психологической безграмотности, которая у нас была и есть сейчас? Будущее виделось за целостной системой психологического обучения — во всех звеньях общественной системы.

Мысль была правильная — до сих пор так считаю. Разрозненные психологические сведения вряд ли принесут кому-то пользу, скорее напротив — навредят, поскольку дезориентируют, как любые знания, выхваченные из системы и не основанные на фундаментальной научной культуре, ибо порождают ложную осведомленность и толкают к «самолечению», которое в психологии не менее опасно, нежели в медицине.

Однако мой максимализм оказался нежизнеспособным, поскольку исходил из резонов академических и никак не соотносился с тем колоссальным спросом на психологию, мало-помалу охватившим все области нашей жизни. Люди вовсе не были склонны ждать создания системы психологического всеобуча, да и никто таковую, кажется, и не собирался создавать. Более того, их небезосновательно раздражало чистоплюйство ученых — видать, им сказать нечего. Короче, сама жизнь требовала изменить отношение к потребностям людей, для которых психология потеряла ореол чисто научных занятий группы людей. Отвечая на запросы практики, психологи стали появляться на производстве, в школе, в клинике, в центрах семьи и брака. Эта тенденция ширится и в целом глубоко верна.

Однако психологов по-прежнему мало, их непосредственно профессиональное участие не может сегодня охватить всех желающих. Об этом свидетельствует поток писем в самые разные издания, требующих ответа на массу психологических проблем, возникающих в частной жизни людей. Часть писем передавали мне. Не отвечать — граничило с невежливостью, и я стал делать это на страницах самых различных изданий: «Медицинской газеты» и «Работницы», «Советской России» и «Московских новостей», «Сельской нови» и «Молодого коммуниста» и т. д. Постепенно на моем рабочем столе скопилось множество материалов, а каждая новая почта приносила свидетельства того, что читатели вовсе не считают подобный труд зряшным. В конце концов я не без удивления отметил, что фактически написал своеобразную «Психологию обыденной жизни».

Естественно, появилось желание систематизировать материал, составить из разнопроблемных статей нечто целостное, а тут как раз поспело предложение издательства выпустить книгу.

Труднее всего было найти разумные пределы и удержаться от соблазна втиснуть в сравнительно небольшой объем «всю психологию». Подобное невозможно, да и не нужно. Целесообразнее было отобрать наиболее интересное и жизненное из того материала, который накопился, и представить читателю в таком виде, чтобы максимально расширить круг его психологических знаний, придать им определенную направленность. А главное, чтобы читать было не только полезно, но и интересно. Поэтому я отбросил претензии на создание научно-психологического кондуита и избрал форму кратких психологических эскизов, каждый из которых представляет собой законченное сочинение, а совокупность дает некоторое представление о психологической реальности.

Этими же мотивами продиктована попытка «скрыть» весь научный аппарат, со всеми сносками и цитатами, приоритетами и теоретическими спорами. Желающие найдут это в других книгах, список которых прилагается в конце. Хотелось бы только сказать, что все, что читатель найдет в книге, не является научными откровениями автора. В ней собрано многое из того, чем богата мировая психология сегодня, и автор настаивает на том, чтобы все хорошее в книге разделить с другими представителями психологического сообщества, а грехи и упреки согласен принять лично, поскольку берет на себя ответственность за то, как все это изложено.

Несколько слов о структуре книги. Может быть, кому-нибудь ее логика покажется причудливой, а выбор тем для изложения — случайным. Однако все это будет так, если брать за образец построение учебника психологии. Как уже было сказано, автор далек от идеи создания чего-либо, даже отдаленно напоминающего учебное пособие. Вместе с тем не стоит думать, что свобода от академического курса — такое уж благо, поскольку задачи книги, вытекающие из ее названия, диктуют свои достаточно жесткие условия игры. Книга была написана, чтобы ее читали, отсюда отбор материала — информативного, яркого, практичного. Уж очень не хотелось отпугивать читателя от психологии научными атрибутами.

Форма маленьких эссе была избрана в качестве чуть ли не единственно возможной в условиях, когда излагается не нечто систематически отобранное и нельзя слишком рассчитывать на осведомленность читателя в научной психологии, зато можно смело апеллировать к его знанию психологии житейской. Поэтому вязь психологических этюдов строится по принципу свободных ассоциаций, объединенных в несколько больших разделов, выделяющих области и даже типы применения психологических знаний.

 [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] ...  [39]  >>