Поиск



Счетчики









А.В. Толстых. «Наедине со всеми: о психологии общения»

6. Будьте гибкими в выборе темпа чтения! Умелый читатель подходит к различным текстам индивидуально. Нельзя все читать в одном темпе, поскольку в этом случае вы потратите неоправданно много времени на легкий текст и поспешите там, где требуется более внимательное и подробное чтение.

7. Задумывайтесь над прочитанным! Если вы не можете вспомнить прочитанного, то чтение было лишь тратой времени. Пытайтесь всегда зафиксировать основную мысль текста: если это трудно — потренируйтесь с помощью письменного суммирования прочитанного, своего рода резюме.

А сейчас определите время, потраченное на чтение.

Прежде чем определить свой читательский ранг, ответьте на пять вопросов:

1) Чтобы быть эффективным читателем, вы должны... (закончите предложение).

2) Что нужно сделать перед чтением и во время его, чтобы сконцентрироваться?

3) Предварительный просмотр материала сокращает время чтения на одну треть.

— Верно.

— Неверно.

(Выбрать правильный ответ.)

4) Пять основных целей чтения:

— получение информации;
— выяснение деталей;
— обзор проблем;
— выработка собственного отношения;
— отдых.

— Верно.

— Неверно.

(Выбрать правильный ответ.)

5. Эффективный читатель все читает в одном темпе.

— Верно.

— Неверно.

(Выбрать правильный ответ.)

Сверьте ваши ответы с верными и определите коэффициент своего понимания текста, вычитая 20 % из 100% за каждый неправильный ответ:

Правильные ответы:

1) Организовать свое время.

2) Задавать вопросы.

3) Верно.

4) Верно.

5) Неверно.

Чтобы получить свой читательский «рейтинг», необходимо умножить коэффициент понимания текста на количество слов в нем (378) и разделить на время (в секундах), затраченное на чтение.

Подведя итог и сравнив его с приведенными средними данными, вы сможете убедиться, являетесь ли вы эффективным читателем или вам стоит еще раз внимательно прочитать эти заметки.

Когда человек легко сбивается на крик — это верный признак, что он не умеет владеть собой. И ведь кричат не только зарвавшиеся начальники и безудержные истерики. Чаще всего переходят на крик, отчаявшись нечто объяснить собеседнику (подчиненному, жене, сынишке и т. д.) в рамках нормального тона, не форсируя звук. Эффективность крика равна нулю. И громче — вовсе не значит понятнее. Поэтому исключим крик из своего арсенала как плохую привычку.

Начнем с того, что задумаемся: если собеседник не понимает то, что вы ему говорите «русским языком» с первого раза — может быть дело не в нем, а в вас; вы не умеете толково изложить свою мысль.

Действительно, слово — не комбинация букв и не набор звуков, возникающий когда слово «речется». Речь — особое действие, цель которого построить высказывание, способное воздействовать на других.

Любой вид человеческой деятельности строится так, чтобы с минимальной затратой сил и времени достигнуть поставленной цели. Речевая не исключение. С психологической точки зрения эффективность речи зависит от умения построить и осуществить ее так, чтобы она наилучшим образом была приспособлена к задаче информирования, убеждения и, наконец, внушения. А значит, нужны определенные речевые навыки, которые формируются (должны формироваться!) у человека в раннем детстве, в школе. И тот, кто в этом вопросе не силен, должен (хоть и с опозданием) вернуться к соответствующим занятиям.

Но и хорошо владеющий языком в определенных условиях, ситуациях испытывает затруднения. Ребенок, уже бойко говорящий, вдруг «немеет», взяв телефонную трубку: у него нет умений, необходимых для разговора с человеком, которого он не видит. То же самое нередко происходит со взрослыми перед микрофоном или телекамерой. Многие теряют дар речи при любом публичном выступлении.

Таким образом, с усложнением речевой ситуации требуется все большее количество навыков и умений, чтобы говорить. Такие умения можно в себе развить. Как?

Для достижения эффекта воздействия речь должна быть логичной и строгой, как и мышление. Строгости мысли психология научить не может, это производное от культуры мышления в целом. Если речь бессодержательна, бессмысленна (без-мысленна!) — никакая психология не поможет.

Если же вы затрудняетесь донести свою мысль до собеседника, то первым делом обратите внимание на некоторые ее внешние стороны. Например, на интонацию. Интонационный рисунок речи чрезвычайно важен. Скажем, умелое использование одних лишь пауз и модуляций голоса существенно повышает выразительность речи. Тренировать умение интонировать речь можно, «расписывая» текст с помощью повышения голоса, которое:

— обозначает места, где предложение по смыслу закончено, но еще продолжается;
— подчеркивает законченность предложения;
— обозначает паузу внутри предложения;
— отмечает паузу большей длительности в конце предложения.

Обратите внимание на то, чтобы в речи у вас не возникали «наполнители» — бессмысленные междометия и слова вроде «ну», «э-э-э», «это», «значит» и т. д. Они ужасно раздражают, мешая пробраться к содержанию вашей мысли, а посему их нужно «отловить» и устранить.

Теперь новый сюжет.

Постарайтесь понять:

Кунда, мунда, карамунда.

Бунда, бунда, парабунда.

Не понятно? А это?

Ринги, ринги, рае.

Тоже непонятно? Сделаем еще одну попытку.

Фокус, мокус, препаратус.

Опять непонятно? Что же — это естественно, ибо эти наборы слов, да и отдельные слова сами по себе бессмысленны. Однако попытайтесь заговорить на сием тарабарском языке с ребенком — и, о чудо! — окажется, что он «понимает» и даже станет «отвечать».

То, что на первый взгляд кажется детским чудачеством, имеет известное научное обоснование. Исследования в области психолингвистики показали, что слова оказывают воздействие на нашу психику не только своим понятийным содержанием, но и конкретной звуковой формой.

Ученые установили: присутствие гласной «и» создает впечатление чего-то маленького, узкого, незначительного. В одном эксперименте, который вы при желании можете повторить у себя дома, детям предлагали назвать две различные по величине куклы именами «Пим» и «Пум»: более 70% дали имя «Пим» меньшей фигурке.

Если кто-то не верит в такие символы речи, проведите еще один эксперимент: попросите вашего «испытуемого» назвать воображаемыми словами «ла», «лай» и «ли» три одинаковые по форме, но разные по величине фигурки. Обычно «ли» выбирают для самой маленькой и «лай» — для самой большой.

Все это говорится не для того, чтобы уверить читателя в какой-то мистической силе слов — никакой мистики тут нет. Мы просто делаем акцент на том, на что обычно обращают мало внимания.

Скажем, полезно знать, что использование слов, смысл которых конкретен, повышает «внушамость» речи, а слов с абстрактным смыслом — уменьшает. Так, слова типа:неожиданность, блеск, свет, ночь, ножницы, ржавчина, мягко, спокойно, слегка, тяжело, сладко, страшно, нож, горько, давай, вдруг, роза — вызывают эмоциональное «растормаживание». Их использование повышает суггестивное (суггестия — внушение) воздействие речи. И, напротив, слова типа: следовательно, так как, ежедневно, в результате, населенное место, промышленность, установление, с помощью, потому что — переводят психический процесс на рациональный уровень и уменьшают внушаемость.

Сознательное воздействие на человека с помощью определенных слов и словосочетаний применялось еще в древности. Многократное повторение определенных, чаще всего бессмысленных слов широко распространено в практике народной медицины и используется поныне для устранения неблагоприятных последствий стрессовых ситуаций.

Слово — могущественное орудие, владея которым, вы экономите нервную энергию, бессмысленно растрачиваемую на беспорядочные перепалки, и обретаете сильнейшее средство воздействия, способность внушать свои мысли.

Об умении слушать и говорить

Быть слушателем — дело непростое. Исследования психологов показывают, что, несмотря на максимальное внимание и старание, большинство людей обычно затрудняется пересказать даже половину услышанного; и это в лабораторных условиях, когда никто и ничто не мешает! В жизни мы часто вынуждены слушать нашего собеседника — будь то коллега, посетитель, родственник, знакомый — и тогда, когда устали, нервничаем, заняты своими проблемами.

При этом мы далеко не всегда внимательны, упускаем многие важные моменты, не чувствуем интонации. Словом, часто позволяем себе быть плохими слушателями, а следовательно, и плохими собеседниками вообще, что вредит нашему общению (а значит, и отношениям!) с окружающими.

Умение слушать — слишком важное коммуникативное качество и им нельзя пренебрегать. Чтобы развить в себе способность быть хорошим слушателем, необходимо соблюдать следующие условия.

Никаких побочных мыслей. Поскольку скорость мышления примерно в четыре раза быстрее скорое ти речи, используйте «свободное время» на критический анализ услышанного и выводы. Интеллектуальным слушателям свойственна так называемая «дегрессия» (буквально: уход от предмета), так как они легко схватывают мысль собеседника и переключаются на побочные и даже «посторонние» мысли, в результате чего могут полностью потерять нить изложения.

<<   [1] ... [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39]  >>