Поиск



Счетчики









А.В. Толстых. «Наедине со всеми: о психологии общения»

Заповедь девятая

Воспитание должно быть поэтапным.

Если вы приведете высокого, прыгучего, честолюбивого молодого человека в сектор для прыжков в высоту, укажете ему на планке отметку мирового рекорда и скажете — прыгай! — то ничего путного не добьетесь. Планку надо поднимать постепенно. Так же постепенно, двигаясь от первой высоты к следующей, штурмует планки человеческого роста ребенок. Задача воспитателя — своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей.

При этом на всех этапах...

Заповедь десятая

...воспитатель должен быть строгим, но добрым.

И в этом суть своевременности. Ведь если, скажем, в отношении дурного поступка проявить жесткость и бескомпромиссность — как он того и заслуживает, а человеку дать понять, что относишься к нему хорошо — это дает прекрасные результаты в воспитании. И не надо мучиться ложным выбором — какой метод воспитания лучше: «авторитарный» или «либеральный» — и тот, и другой лишь способы зафиксировать равно удаленные от сути подходы к воспитанию. Ни беспредметная жесткость, ни беспредметная доброта не годятся в качестве принципов воспитания. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет своевременным, или «демократичным», если кому-то больше нравится этот термин. В любом случае оно будет проходить в соответствии с идеями научной педагогики и психологии, с некоторыми из которых мы познакомили читателя.

Глава 6. Тысяча мелочей

Добро пожаловать? • Эффективный читатель • Искусство быть читателем • Возьмите слово... • Об умении говорить и слушать • Тест самопроверки: какой вы лектор? • Наш друг телефон • О памяти • Восемнадцать вопросов о руководителе • Тест самопроверки: есть ли у вас артистические наклонности? • Исцеляющее искусство

Добро пожаловать!

Магазины «1000 мелочей» популярны в народе. Каждого, кто в них заходит, ожидает множество сюрпризов: никогда не знаешь, какую полезную вещь приобретешь, но вероятность покупки велика.

То, что читатель найдет на последующих страницах, собрано по принципу: мало ли что «в хозяйстве» пригодится!

Другими словами, здесь вы найдете советы и рекомендации на разные случаи жизни, которые, на мой взгляд, имеют ценность для многих, но не подходят к специализированным рядам, что были в предыдущих главах.

Идея рискованная, ибо даже тот, кто мирится с тем, что в магазине соседствуют на прилавке люстры и молотки, губная помада и мясорубки, вряд ли легко согласится с тем, чтобы в одной главе уместилась всякая всячина, расположенная без особой логики. Однако рассудите: какая же логика в магазине «1000 мелочей»!

Если условия игры принимаются, добро пожаловать в психологическую лавку «1000 мелочей»!

Эффективный читатель

Взрослый человек читает со скоростью около 250—300 слов в минуту с 60—70% пониманием прочитанного. Для наиболее умелых эти цифры повыше: 400—600 слов и 90%.

А как читаете вы? Предлагаю вам стать эффективным читателем. Попросите кого-нибудь из друзей или близких понаблюдать за вами, когда вы читаете, и с их помощью, а где это возможно самостоятельно, заполните следующую табличку, ставя пометку против графы, соответствующей частоте наблюдаемого симптома.

Симптом Часто Время от времени Редко Не наблюдается
Непроизвольное моргание

Хмуритесь или щуритесь

Появление головной боли

Туман перед глазами

Жжение и боль в глазах

Слезоточение

Покраснение глаз

Периодически теряется место читаемого текста

Слежение за текстом пальцем или карточкой

Закрывается один глаз

Движение головой по строке, заменяющее движение глаз

Периодическое отвлечение от чтения на посторонние мысли

Возвращение к прочитанному

Нервничаете при чтении

Движение губ, сопровождающее чтение

Забываете только что прочитанное

Чтение одним глазом

Наклон головы в сторону

Отставляете книгу на длину вытянутой руки или отклоняете голову

Если большинство отметок расположится в графе «Часто», то советую вам проконсультироваться с окулистом. Другие привычки, мешающие эффективному чтению, можно преодолеть путем их осознания и целенаправленной работы по устранению.

Неэффективное чтение можно преодолеть, ибо в большинстве своем это привычки, от которых можно избавиться.

Регрессивное чтение — это навязчивое возвращение к только что прочитанному: словам, фразам, абзацам и предложениям — даже при знакомстве с легким текстом. В этом нет ничего дурного, если текст сложен и требует осмысления. Тем не менее для обретения навыков эффективного чтения необходимо бороться с повторами. Для этого воспользуйтесь движением тупого кончика карандаша под читаемой строкой. Не позволяйте себе возвращаться к прочитанному, неукоснительно следуя за своим «ведущим»». Со временем это обеспечит вам успех.

Движение губ. Когда при чтении вы как бы произносите текст про себя, скорость чтения замедляется более чем на 50%, поскольку темп устной речи составляет лишь 100—125 слов в минуту. Это лишь половина средней скорости чтения взрослого человека!

Чтобы избавиться от этой привычки, которую многие из нас наследуют еще от первоначального обучения чтению, воспользуйтесь тем же карандашом: зажмите его между губ. При каждой попытке движения губ карандаш будет падать. Несколько недель тренировок — и этот недостаток исчезнет, темп чтения резко возрастет.

Субвокализация, т. е. звуковое интонирование читаемого текста («бурчание»). Чтобы избавиться от этой привычки, при чтении положите кончики пальцев на горло и, как только почувствуете вибрацию, прекратите чтение, возобновляя его каждый раз. Обычно этот дефект устраняется очень быстро.

Чтение «по словам». Чтобы преодолеть этот недостаток, перед чтением пройдитесь по тексту, объединяя с помощью карандаша смысловые куски. Это дисциплинирует движения глаз и поможет научиться читать смысловые отрезки, а не отдельные слова.

Плохое оборудование места чтения. Ваше обычное место для чтения — за столом, на стуле с прямой спинкой, с правильным освещением, без внешних раздражителей (зрительных и слуховых). Слишком мягкая мебель и комфортная поза (лежа, полулежа) располагают к расслаблению — тут немудрено оказаться спящим с выпавшей из рук книгой.

Книга расположена под неверным углом. Эффективность чтения возрастает на 5% при правильном расположении текста. Книгу следует держать ровно, на расстоянии 35—40 см от глаз.

В заключение предлагаем тест, с помощью которого вы можете определить свой читательский ранг. Для этого приготовьте часы с секундной стрелкой и с первого раза прочитайте небольшой текст, который называется «Искусство быть читателем». Читайте настолько быстро, насколько это не вредит пониманию текста. Засеките время!

Искусство быть читателем

Назовем семь путей для улучшения навыков чтения:

1. Выделите для чтения такое время, когда вы уверены, что вас не потревожат. Выбор вам помогут сделать ответы на такие вопросы:

— когда я располагаю «личным временем» и мне легче всего сконцентрироваться?

— когда меня чаще всего отвлекают?

— когда я более расположен к чтению — ранним утром или поздним вечером?

2. Организуйте свое чтение! Когда вы наметили время для чтения, разделите все, что намечаете прочитать, на три части: необходимо прочитать сегодня, нужно прочитать в ближайшие день-два и можно прочитать позднее. Разложите литературу по этим трем стопкам.

3. Определите свои цели! Чтение без цели подобно путешествию без карты. Прежде чем читать нечто, подумайте, для чего я читаю. Для информации? Для выяснения некоторых деталей? Для общего обзора проблемы? Для выработки своего отношения? Для отдыха? и т. д.

4. Начинайте чтение с просмотра материала. Это даст вам представление о композиции, основных идеях, ключевых местах, поможет не уйти в частности, а сконцентрироваться на авторской мысли.

Рекомендуем следующий порядок: прочитайте титул и один два вступительных параграфа; просмотрите все заголовки и подзаголовки; бегло прочитайте первые предложения каждого параграфа, заключительные абзацы и выводы.

Предварительный просмотр материала сокращает время чтения на одну треть.

5. Сосредоточьтесь! Поскольку скорость мышления выше скорости чтения, то существует опасность увлечься своими размышлениями по поводу читаемого, что рассредотачивает внимание. Поэтому попытайтесь избегать мыслительных экскурсов во время чтения. Наиболее эффективное средство для этого — возвращать себя к предмету чтения с помощью вопросов («про себя») типа: «Таким образом, автор, наверное, имеет в виду...? «Видимо, здесь говорится о...? и т. п. После окончания смыслового куска можно задаться вопросом-ответом: «Итак, я только что прочитал о том, что...».

<<   [1] ... [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39]  >>