Рекомендуем

Автоломбард деньги под залог авто

Поиск



Счетчики









А.В. Толстых. «Наедине со всеми: о психологии общения»

Советы, предложенные читателю, — лишь некоторое введение в школу общения, первые уроки. Главное, это интерес к своим коммуникативным качествам, желание их изменить.

Задача эта актуальна. Вообразите себе: йог, вывинтив себя из очередной узлообразной позы, быстро принял душ, залпом выпил остывший кофе, поцеловал жену и детей, предупреждая, чтобы рано не ждали — вечером заседание профкома, и побежал, боясь опоздать на работу. Конечно, йог в средней полосе России — это экзотика, а с точки зрения многих наших сограждан — просто дурь заморская. Но не станем торопиться с суждениями. Может, просто надоела человеку каждодневная суета, захотелось сосредоточиться, привести в порядок тело и мысли, получить заряд бодрости и выяснить, наконец, меру своих способностей, зачерпнуть из глубокого колодезя психических резервов.

Но почему же обязательно йога? Существует масса полезнейших вещей, которые разработаны в традициях европейской и отечественной психологии. Они гораздо ближе нам по духу, легче монтируются в привычное расписание ежедневных забот, потребностей и установок. Это аутогенная тренировка, психогигиена, групповой тренинг, психотерапия. Мы довольно долго со странной настойчивостью, достойной лучшего применения, пренебрежительно относились к психологическим «мелочам». Дескать, все эти советы психолога — излишние подробности, у гармонического человека и так все будет гармонически развито, и выращивали такую личность в основном на бумаге. Недооценка психологических «мелочей» имеет огромные последствия, скажем, для того же процесса формирования всесторонне развитой личности. Ну что же это за гармоническая личность, которая не умеет элементарно общаться. А умение общаться не рождается как дух из духа — оно может быть производным от определенной работы, основное содержание которой — психологическое.

И последнее. Когда вы вновь встретитесь на экране с полюбившимся котом Леопольдом, отнеситесь серьезно к его призыву: «Ребята, давайте жить дружно!».

Глава 3. Ступени жизни

Избранные страницы возрастной психологии • Первый крик • Лучшее, что может сделать ребенок с игрушкой • Игра в жизни ребенка • Первый раз в первый класс • После детства • Скромное обаяние молодости • «Буду вечно молодым»? • «Земную жизнь пройдя до середины...» • Зрелость как ответственность • «Кризис идентичности» и «ипохондрия» • «Старость юности» или «юность старости»? • На склоне лет

Избранные страницы возрастной психологии

В мире не так уж много вещей, способных вызвать всеобщий интерес. То, что занимает помыслы одних людей, может оставить равнодушными других. Когда же мы сталкиваемся с явлением, затрагивающим лично каждого живущего на Земле, это означает, что перед нами нечто, в чем сфокусирован клубок жизненно важных проблем, отвлечься от которых можно разве что в воображении. К числу таких явлений нашей жизни относится проблема возраста.

Особое качество проблемы возраста объясняется тем, что слишком многое и многие сходятся в ней в поисках «своих» ответов на многообразные вопросы бытия. Философ размышляет о значении возрастных периодов в жизни человека. Медик, физиолог стремятся подчинить человеческому разуму и «инструментировать», казалось бы, необратимый ход старения организма, возвратить человеку молодость и здоровье. Юрист бьется над правовыми нормами трудовой деятельности различных возрастных категорий. Педагог ищет в возрастных особенностях детей резервы совершенствования процесса обучения. Свой интерес к проблеме возраста есть и у демографа, и у социолога, и у антрополога, и, конечно же, у психолога.

Несмотря на несомненное научное значение проблемы возраста, учение о периодах жизни менее всего приспособлено к тому, чтобы превратиться в «университетский вопрос», т. е. в проблему, в которой знания предельно отдалены от жизни, мысли — от дел, теория — от практики и «ученые» — от «неученых». Интерес к проблемам возраста в различной форме проявляют и юноша, и человек в пору зрелости, и старик. Во всеобщем интересе заключено немалое «коварство» темы. Дело в том, что определенной совокупности интересов соответствует и некая сумма мнений. Английская пословица гласит: «Сколько людей — столько мнений» — и это целиком относится к проблеме возраста. Никому не придет в голову судить о теории относительности Эйнштейна или принципе дополнительности Бора, не имея соответствующих знаний. Каждый скажет — это слишком сложно, чтобы судить на обыденном уровне. Не так с возрастной психологией. Здесь аналогичного самозапрета нет. У каждого есть некое возрастное самосознание, некий опыт переживания в том или ином жизненном периоде, который и позволяет высказывать суждения, не слишком оглядываясь на научные данные и теории.

Более того, проблема возраста кажется простой. Эта иллюзия имеет свои основания. Никто не спутает ребенка и взрослого, молодого человека и пожилого, человека в расцвете сил и старика. Мы говорим, не задумываясь: «В вашем возрасте...» и как много ассоциаций здесь может возникнуть! «В вашем-то возрасте, молодой человек, я о здоровье еще не задумывался!», «В твоем возрасте, Вася, должно не пустяками маяться, а крепко учиться». Тут и пресловутое «Да я в твоем возрасте..!», к коему любят прибегать иные родители в пылу педагогического рвения и, наконец, грустное «Если бы вернуть те года...»

Спросите у любого ребенка — сколько тебе лет? — и услышите исчерпывающий ответ: «Три годика, шесть месяцев». Комментарии излишни. Вывод также на первый взгляд прост и очевиден — понятие о возрасте есть естественный элемент нашего самосознания. Естественный, т. е. органически присущий каждому. Тогда спрашивается, зачем же тут наука?

У людей, которые по долгу службы занимаются возрастной психологией, этот наивный вопрос вызывает бурную реакцию, почти негодование — как это зачем! Видимо, читателю небезынтересно узнать, что сегодня собираются научные форумы по вопросам, скажем, возрастной периодизации развития личности, активно обсуждается проблема соотношения «педагогических» и «психологических» возрастов, дискутируется вопрос о том, является ли возраст понятием «естественным» или «социальным» и многое-многое другое. И кажущаяся простота понятия возраста не должна вводить нас в заблуждение — за ней поле сложных научных проблем.

Не избежать этой темы и на страницах книги, посвященной практической психологии, ибо без понимания некоторых важнейших возрастных характеристик невозможно представить себе картину жизненного пути человека. Поэтому давайте перелистаем несколько страниц из внушительной книги возрастной психологии, не претендуя на слишком многое, но по мере возможностей знакомя читателя с интересными сторонами психологии человека.

Первый крик

Все начинается с детства. С детства начинается и изучение жизни. Это естественно — никому не придет в голову читать книгу с середины или конца, разве что, если первые страницы скучны и возникает желание поскорее пробиться к «сути дела».

Не так с детством, его психологией, внимание и интерес к которым настолько велики, что многие исследователи готовы задержаться на первых страницах жизни человека как можно дольше и даже предпочитают недочитать книгу до конца, настолько значительным и всепоглощающим оказывается интерес к началу.

Детская психология сегодня — это 9/10 всех исследований в области возрастной психологии, ее золотой фонд, плацдарм для самых смелых гипотез, предложений и сомнений. Детскую психологию можно назвать душой возрастной психологии, ее прародительницей, наставницей.

Выберем наиболее яркие, важные моменты возрастного развития человека, обратив особое внимание на критические точки.

Новорожденный вступает в мир крича. При этом он нарушает негласный договор всей живой природы, в которой ни одно существо, появляясь на свет, не нарушает привычной звуковой гаммы окружающей жизни своим голосом.

Почему кричит ребенок?

Не потому ли, что, покинув материнское лоно, он встречает хаос слепящего света, оглушающего звука, обжигающего воздуха, врывающегося в нежную ткань его легких? Природа и люди довольно бесцеремонно обставили рождение человека. Акушер берет его за ноги, перерезает пуповину, его кутают в жесткие для нежной плоти пеленки, заставляют вдыхать жаркую воздушную струю. Словом, крик — это своего рода бунт ребенка против всего, что сопутствует процессу рождения. Но только ли?

Вот уже позади самое тяжкое и, умаявшись от хлопот, связанных с собственным рождением, потрясенный случившимся, обессиленный малютка засыпает, собирая по крохам новые силы для следующего шага на пути познания.

Вскоре у детской колыбели появляется человек — мать, отец, врач, бабушка. Без этого малыш не может выжить. Ребенок нуждается в попечительстве — его нужно кормить, пеленать, купать.

Мы начали с ситуации обычной — ребенка окружают вниманием ближайшие родственники, денно и нощно заботясь о нем. Но так бывает, к сожалению, не всегда. И в наши дни есть много детей, лишенных попечения родителей. И сегодня случается, что мать отказывается от нежеланного малыша. Казалось бы, попав в дом ребенка, маленький человек обрел главное — уход со стороны взрослых. Но статистика довольно печальна — смертность среди детей в доме ребенка значительно выше, чем у живущих в семье. В чем же дело? В чьей то недобросовестности? В плохом питании? В необеспеченности необходимым? Выяснилось, что нет. У детей есть все, что и у сверстников, растущих в семье. Но почему они не улыбаются, медленно развиваются, апатичны?

<<   [1] ... [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] ...  [39]  >>