Рекомендуем

Актуальная информация электрическая зубная щетка oral b на нашем сайте.

Поиск



Счетчики









А.В. Толстых. «Наедине со всеми: о психологии общения»

Однако не стоит спешить с выводами, считают американские исследователи Джеральд Ньюренберг и Генри Калеро, авторы интересной книги «Учитесь читать человека, как книгу», отрывки из которой публиковались в журнале «Эко». Предлагаю вашему вниманию некоторые рекомендации современных последователей английского детектива, которые может использовать каждый для улучшения своих коммуникативных способностей, прежде всего умения лучше понимать собеседника.

Как верно заметил Шерлок Холмс, люди, с которыми мы общаемся, дают нам о себе гораздо больше информации, нежели содержится в их речах или кашей предварительной о них осведомленности. Расточительством можно назвать неумение наблюдать и делать выводы из мимики и пантомимики партнеров по общению. Простой пример: иногда человек говорит одно, а его мимика и весь рисунок поведения свидетельствуют о том, что он не верит в свои слова. Научившись понимать язык жестов, можно легко ориентироваться в том, как люди реагируют ка происходящее, и корректировать свои действия.

Возьмем, к примеру, положение рук при беседе. Раскрытые — характерный знак искренности и откровенности. Если человек действительно не понимает вас, то он сопровождает раскрытие рук пожиманием плечей, мол, «чего ты от меня хочешь?» Напротив, руки, скрещенные на груди, — явный признак оборонительной позиции; спрятанные в карман либо за спину — свидетельствует о настороженности или чувстве вины. Если в ходе беседы один из участников скрестил руки, то в большинстве случаев его примеру следуют и другие, что не способствует обычно откровенности разговора, делает общение более формальным.

Застегнутый пиджак, скрещенные руки невольно придают общению характер отстраненности, взаимной обороны сторон от возможной, чаще всего мифической угрозы. Стоит лишь расстегнуть пиджак, развести руки, распрямить ноги, подсесть на край стула ближе к столу — и вы сделаете первый шаг к более открытому характеру беседы.

В ситуации, когда возникают сомнения во внутреннем спокойствии вашего собеседника, его расположенности к беседе, обратите внимание на его руки: расслаблены они, или сжаты в кулаки, или пальцы вжались в бицепсы до побледнения суставов?

Вот слушающий вас человек ставился на вас немигающим взглядом, тело напряжено и выпрямлено. Думаете, он слушает? Ошибаетесь — это лишь привычная маскировка незаинтересованности. Слушающий сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена набок, опирается на руку — вот это поза заинтересованного слушателя.

Великий скульптор Огюст Роден проявил глубочайшую эрудицию в языке жестов, придав своему «Мыслителю» позу человека, опирающегося подбородком на руку, что характерно для состояния погруженности в себя и раздумья. Вместе с тем будьте осторожны: этот жест часто используется для маскировки вдумчивого внимания.

Чарльз Дарвин заметил, что животные, как и человек, склонны слегка наклонять голову, когда слышат нечто интересное. Этим жестом охотно пользуются женщины, когда хотят создать впечатление внимательного слушателя, и, надо отдать им должное, нередко производят желаемое впечатление на мужчин.

Если собеседник держит голову прямо, распрямляет спину, затем сутулится, проскальзывают периодические взгляды на потолок, на часы — это знак информационной перегрузки слушателя; он явно хочет прекратить общение.

Почесывание подбородка называют жестом «хорошо, давайте подумаем», который используется во всем мире в процессе принятия решения. Буквально все шахматисты, как сговорившись, делают это перед следующим ходом, но как только решение принято, почесывание большим и указательным пальцами прекращается. Прищуренные глаза в дополнение к этому говорят о попытке отыскать решение «в отдалении».

Видимо, вы не раз наблюдали, как люди, носящие очки, медленно и осторожно их снимают, протирают стекла, даже если в этом кет необходимости. Причем проделывают это несколько раз в течение часа. Это «ритуальное действие» символизирует желание человека получить отсрочку или время для обдумывания, сделать паузу в беседе. Усиленный вариант этого жеста, когда прикусывается дужка снятых очков и говорить практически невозможно, свидетельствует о желании слушать и думать. Кстати, исследователи утверждают, что когда предметы, находящиеся в руках, прихватываются губами или прикусываются, — это может означать желание получить дополнительную информацию от собеседника.

Многие любят расхаживать, пытаясь решить сложную проблему или принять ответственное решение. Человека в подобной ситуации не стоит отвлекать — это помешает ему.

Пощипывание переносицы, обычно сочетающееся с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях. Этот же жест свидетельствует о затруднениях, которые в данный момент испытывает собеседник.

Желая скрыть свое мнение, человек обычно непроизвольно прикрывает рот до начала или во время своего высказывания — он явно не согласен с тем, что говорит.

Не секрет, если человек старается не смотреть на собеседника, он что-то скрывает. Однако лучший показатель скрытности — это несогласованность жестов, их несоответствие содержанию беседы. Косой взгляд или взгляд «в сторону» — явный признак недоверия. Поразительно, но у человека, желающего поскорее окончить общение, ноги, а то и весь корпус инстинктивно развернуты к дверям.

Потрагивание или легкое касание кончика носа — знак сомнения. Задайте сыну или дочке вопрос, из тех, на которые сразу не ответишь, и проследите, как быстро указательный палец ребенка начинает трогать или потирать нос. Впрочем, иногда люди потирают нос просто потому, что он чешется. Однако нетрудно различить энергичное потирание от движения, служащего жестом.

Что же делать читателю с этой, возможно, интересной, но не так уж легко применимой информацией? Тут не обойтись без специальной тренировки, которая сама по себе может быть весьма увлекательной. Помимо самоанализа, осознания собственных жестов займитесь наблюдениями дома, в транспорте, конечно, соблюдая известный такт и не позволяя себе излишне бесцеремонно разглядывать окружающих.

Есть и вовсе замечательный способ потренироваться. Выключите на 5—10 минут звук телевизора во время интервью или дискуссии и попытайтесь по жестам понять, что происходит. Затем включите звук и сравните «речевое» сообщение с прочитанными вами жестами. Можете повторить упражнение.

Думается, через определенное время вашему умению практически применять секреты дедуктивного метода позавидовал бы сам Шерлок Холмс.

Эффект установки

Вот опыт, который может при желании провести каждый. Завяжите полоской плотной ткани глаза добровольному партнеру по эксперименту, а затем дайте ему в протянутые руки два шарика: в правую — меньший, в левую — больший. Продолжайте эту процедуру раз 10—15, а затем дайте одинаковые шары. Со стопроцентной уверенностью можно предсказать, что он не оценит их как одинаковые: большим покажется шар в правой руке, где раньше всегда были меньшие шары.

Эта иллюзия восприятия послужила толчком для изучения особого явления нашей психики — установки, а именно, готовности человека воспринимать окружающее определенным образом, под определенным углом зрения. Еще гениальный Гете тонко заметил, что труднее всего на свете «видеть своими глазами то, что лежит перед нами». Ибо мы всегда видим окружающее через призму своего жизненного опыта, под влиянием других. Количество фиксированных установок на определенное восприятие огромно. Во многих случаях именно они являются решающим фактором принятия решения, оценки, выработки мнения, отношения к предметам, людям, их поступкам.

Выразительные примеры социальных установок были получены в экспериментах по социальной перцепции (восприятию). В одном из опытов двум группам показывали одну и ту же фотографию молодого человека, но давали разные установки: одним говорили, что перед ними молодой ученый, лауреат и т. д., другим — что это опасный преступник.

Оказалось, что очень многие в своем восприятии целиком находятся во власти установки. Так, в первом случае получался типичный образ героя нашего времени («волевое лицо», «пытливые глаза», «гордый и независимый взгляд» и т. п.), в другом — о той же фотографии! — совершенно иной набор определений («жесткий взгляд», «хищный прищур», «порочное лицо» и т. д.).

Другой пример. Студентам нескольких классов колледжа представляли одного и того же мужчину, называя его «мистер Инглэнд». В одном классе «мистер Инглэнд» выступал как студент из Кэмбриджа, во втором — как лаборант, в третьем — как преподаватель психологии, в четвертом — как доктор Инглэнд, доцент из Кембриджа, а в последнем — как профессор Инглэнд из Кэмбриджа. После того как иностранный гость ушел, студентов просили максимально точно оценить рост «мистера Инглэнда». Оказалось, что по мере своего подъема по лестнице научных знаний мистер Инглэнд, неуклонно увеличивался в росте. Последняя группа оценила его рост примерно на 12—13 сантиметров выше, чем первая! Рост преподавателя, который сопровождал «мистера Инглэнда» и звание которого не менялось, во всех классах оценили совершенно одинаково!

<<   [1] ... [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] ...  [39]  >>