Поиск



Счетчики









А.В. Толстых. «Наедине со всеми: о психологии общения»

Вывод: все деления на шкале человеческой жизни важны.

Допускаю возмущение: ведь это банальность! Все верно, но согласитесь, всем хорошо известно, что такое хорошо и что такое плохо, что некрасиво лгать, воровать, предавать и т. д. Заметьте, известно всем! Однако кто скажет, что от этого прописные истины теряют смысл? Стоит лишь заглянуть в газеты...

Также и с жизненными целями. Еще в школе, в притихшем классе мы порой выбирали свободную тему для сочинения и как-то пытались сформулировать на белом листке свое представление о счастье, долге, будущем. К сожалению, взрослея, мы все реже обращаемся к этой теме, захваченные круговоротом жизни. Более того, как только разговор переходит на вопрос о смысле бытия — многие быстро грустнеют и в глазах появляется немой укор, мол, зачем об этом..?

Вместе с тем рассуждение о смысле жизни не лишено сугубо практического содержания: бессмысленную жизнь невозможно организовать, какими бы мудрыми не были рекомендации и вещими наставники. Психология ведь не пряная приправа к жвачке повседневности — она плоть от плоти мировоззрения человека.

О важности целевых установок сказано отнюдь не из склонности к морализированию. Дело в том, что первой предпосылкой достижения целей является ясное их осознание. Если не видеть четко перед собой цели, если не напоминать себе о ней постоянно, то немного достигнешь.

Это естественно — ставить цели. Вы это делали, наверно, много раз, но пробовали ли вы составить парад своих главных целей, запланировать всю жизнь как единое целое? Пытались ли просто записать свои жизненные цели и затем взглянуть на сей реестр как бы со стороны? Могли представить себе, что цели вдруг оказались достигнутыми?

Поучителен пример академика Отто Юльевича Шмидта, который в четырнадцатилетием возрасте подробно расписал всю программу собственного развития: какие языки изучить, какие книги прочитать, какие проблемы решать, какими науками овладеть и так вплоть до деталей собственного физического развития. После подсчета оказалось, что на выполнение этого жизненного плана понадобится 500 лет. Взвесив все за и против, юноша сократил программу сначала до 200, а максимально — ужав до 150 лет. Распланировав таким образом жизнь по минутам, ученый выполнил поставленную задачу к концу отведенного ему биологического лимита земного существования.

Однако что делать, если вам уже далеко не четырнадцать и подобное планирование для вас задача абсолютно новая? Как к ней подступиться, с чего начать обсуждение плана жизни, ключевых целей?

Чтобы стимулировать такие размышления, придать им глубину и одновременно не «витать в эмпиреях», а сохранить конкретный бытовой смысл, мы предлагаем читателю следующую эпитому.

Эпитома, как определяет словарь Уэбстера, это краткое извлечение из труда более обширного, краткое представление о чем-то. К ней прибегают в тех случаях, когда невозможен пересказ в силу качественных потерь. Обратимся еще раз к упомянутой книге Паркинсона, из которой и извлечем образец рассуждения и нетривиальные идеи, не претендующие, естественно, на определение «смысла жизни», но полезные в силу своей откровенности и искренности. Итак, прислушаемся к Паркинсону:

«Так чего же мы, в конце концов, пытаемся добиться? Мы не хотим просто плодиться и размножаться. Человечеству и обществу мы отдаем себя в очень малой мере. Богатство для большинства из нас недосягаемо, и, следовательно, нам кажется, что его не стоит и добиваться. Положение в обществе, может быть, и стоит усилий, но сами эти усилия легко превращаются в нелепицу. Как и счастье, общественное положение обычно приходит к нам как побочный продукт какой-то другой деятельности. Удовольствия, которые мы в состоянии купить, ограничены физическими законами, а простая уверенность в завтрашнем дне едва ли может служить целью всей жизни. Но что же тогда должно стать нашей целью?

Наиболее здравомыслящие люди ответят, что надо отыскать равновесие между всеми этими побуждениями, но по временам какое-то из них становится главным — может быть, открываются новые возможности или, как чаще бывает, обстоятельства меняются. Сосредоточить все свои мысли на деньгах — значит, стать скупцом, а это немногим лучше, чем стать скопцом. Мечтать только о высоком положении — это значит ставить себя в глупое положение. Жить ради детей почти так же бессмысленно, как детям — жить ради своих родителей. Погоня за счастьем может кончиться несчастьем, а жажда удовольствий может довести нас до горького похмелья. Больше всего нам нужно одно: чувство меры. Эта истина — основа унаследованной нами цивилизации, и весь наш опыт подтверждает ее. Стоит нам лишиться чувства меры, и мы пропали.

Сравнивая всевозможные цели, которые мы ставим перед собой, мы пока что обошли молчанием ту цель, которая, может статься, значит больше всего в нашей жизни.

Это стремление создать что-то прекрасное, нужное и всем интересное. Художник, писатель или музыкант ставит перед собой цель, которая не ведет (непосредственно) ни к положению в обществе, ни к богатству, счастью или спокойной жизни. Скульптор, высекающий шедевр из глыбы мрамора, создает прекрасное произведение искусства. Для него в этом и труд, и забава, ему жаль каждой минуты, потерянной на еду или на сон. Статуя, которую он изваял, может принести ему некоторую сумму денег и славу в мире искусства. Он счастлив, когда работает, и испытывает удовольствие, завершив эту работу. Он верит, что слава переживет его самого и его лучшие произведения останутся в наследство грядущим поколениям...

Значит, он может получить и удовольствие, и плату за это удовольствие — эту привилегию он делит с композитором и драматургом, с живописцем и поэтом. Только такой род занятий может соединить в гармоническом единстве все или почти все мыслимые цели.

Какая радость может сравниться с работой композитора, написавшего музыку к оперетте, имеющей бешеный успех? Заставить петь весь мир — это само по себе счастье, но, если получаешь удовольствие во время работы, а по окончании ее на тебя еще сваливается слава и богатство, по-моему, это значит, что ты добился почти всего, чего можно добиться в жизни. Это — привилегия великих художников, и мало кто из нас окажется достойным такого жребия. Однако мы все время забываем, что и нам это доступно, только в меньших масштабах. Не имея особых талантов, не отличаясь ничем, кроме способностей и здравого смысла, мы можем участвовать в творческой работе и радоваться ее результатам. Мы способны сыграть некую роль в создании чего-то полезного и прекрасного и имеем право поставить внизу свою размашистую подпись.

Великие произведения искусства редко создаются без помощников. Чаще всего работой руководил мастер, который точно знал, что ему нужно и вообще что к чему. В этом смысле каждый из нас имеет возможность оставить какой-нибудь памятник, чтобы увековечить свое имя; можно хотя бы обогатить местность новой постройкой — пусть это будут ворота, фонтан или колодец. Конечно же, это прекрасно, когда после тебя остается что-то существенное».

Степень важности

Многие из нас, как правило, имеют больше желаний, целей и задач, чем они в состоянии выполнить, — во всяком случае за короткий срок. Не всегда хватает времени, энергии и, наконец, денег. Поэтому необходимо определить степени важности наших целей, желаний, задач. Каким отдать предпочтение? Какие могут подождать?

Добьетесь ли вы результатов — это зависит от того, насколько удастся направить собранные силы — в первую очередь ваше время и способности — на те дела, которые ведут к результатам.

Придать ясность конкретным жизненным задачам лучше всего таким способом: взять лист бумаги, заполнить бланк — первое, второе, третье...

И вот список задач составлен. Теперь надо спросить себя: а способен ли я все это осилить?

Вопрос непростой. Здесь важно как просто решиться, так и тщательно взвесить свои способности и возможности. Последнее лучше всего сделать, посоветовавшись с профессиональным психологом. Не вполне равнозначной, но все-таки помощью в этом деле будут художественная и научно-популярная литература, личный опыт и опыт общения с людьми.

Если подобные рекомендации покажутся несерьезными и вам по душе более жесткие и определенные инструкции, то можно предложить и такие:

Определите степень важности той или иной жизненной задачи, исходя из того, что:

а) все стороны вашей настоящей и будущей жизни должны быть осознаны, ведь вы будете тратить время не только на самое важное, но и на разное — это неизбежно. Следовательно, надо отдавать себе отчет относительно полного состава и характера основных «времяемких» дел;
б) представление о ваших делах должно быть ясным и легко обозримым (составьте, скажем, логические группы, собирая в них одноплановые проблемы и расставляя их по степени важности);
в) после решения предшествующей задачи не составит труда представить основные жизненные цели в форме небольшой графической схемы или краткой записи (это важно — опыт показывает, что мысль, которая только «сидит в мозгу», и мысль, перенесенная на бумагу, — нечто существенно разное!);
г) необходимо получить программу реальную и вдохновляющую. Дело в том, что некоторые люди берутся решать сразу много задач и ставят перед собой слишком высокие цели (помните — что говорилось ранее об аффекте неадекватности?). Следствие этого — чувство разочарования и неудовлетворенности при первом же столкновении с реальностью. Другие склонны тратить много времени на мелочи будничной жизни, ежедневную рутину и его не остается на развитие, улучшение собственной деятельности, на новые мысли и идеи. Итак, составляя список основных целей и задач, думайте о соблюдении баланса между тем, что возможно, и тем, что вдохновляет.

<<   [1] ... [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] ...  [39]  >>