Счетчики







А.В. Толстых. «Наедине со всеми: о психологии общения»

да / нет

10. Я всегда такой, каким кажусь.

да / нет

Начислите себе по одному баллу за ответ «нет» на 1-й, 5-й и 8-й вопросы и за ответ «да» — на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы отвечали искренне, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0—3 балла — у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устройчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» по причине вашей прямолинейности;
4—6 баллов — у вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми;
7—10 баллов — у вас высокий коммуникатив-ный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

Резервы общения

Американский психолог Дейл Карнеги в книге «Как приобрести друзей и оказывать влияние на людей» сформулировал ряд простых правил, следуя которым можно бесконфликтно общаться с окружающими. Эти правила будут изложены ниже в виде своеобразных десяти заповедей. Хотелось бы только, чтобы читатель понимал: речь идет не о формировании привычки бесконфликтного существования по принципу «моя хата с краю», а о необходимости не усложнять жизнь себе и окружающим там, где это не оправдано ничем — ни конфликтом нравственных установок, ни принципиальным расхождением профессиональных точек зрения. Увы, многие наши «непреодолимые» трудности возникают на голом месте и влекут за собой переживания и другие нервные затраты, несоразмерные побудившим их причинам. Итак:

1. Избегайте злоупотребления критикой и обсуждением других, реже жалуйтесь. Критика как орудие борьбы с косностью, нарушениями норм социалистического общежития, неадекватностью личных самомнений необходима. Однако плохо, когда критический подход к явлениям жизни вырастает до масштабов разлитого негативизма, когда человеку есть-пить не давай — дай покритиковать.

Поскольку критика чаще всего сопряжена с ущемлением чувства собственного достоинства, гордости, ощущения собственной значимости, то большинством людей воспринимается болезненно, особенно если это критика «не по делу». В межличностных отношениях на производстве и в быту взаимное критическое отношение людей обязательно должно уравновешиваться установкой на добрые отношения. Критиканство для нашей повседневной жизни не менее опасно, нежели отсутствие критики и самокритики. Во всем хороша мера.

Не менее ложна и позиция тех людей, кто склонен быстро судить и на основании малейшего проступка человека делать неправомерные обобщения вплоть до сведения всей личности к тому единичному факту, который послужил непосредственным поводом оценки. Сказал неправду — лгун; подвел товарища — необязательный человек; женщина обманута подлецом — легкомысленная. Такие осуждения недорого стоят, но дорого нам обходятся. Ни у кого не вызывают симпатии и обличители.

Что касается жалобщика, то тут комментарий краток: даже маленькие дети терпеть не могут ябед.

2. Демонстрируйте неподдельный интерес к другим людям. В этом совете обращаем внимание на ключевое слово: неподдельный. Каждый из нас так или иначе умеет притворяться. Мы имеем в виду иное: умение выказывать уважение к интересам каждого человека (не обязательно для этого быть друзьями). Вдумайтесь: слово «я» является одним из наиболее часто употребляемых. Станьте чуткими к чужому «я».

3. Будьте хорошим слушателем. Внимательно выслушать человека — это уже на 90% ему помочь, ибо необходимость выговориться часто несет самые что пи на есть психотерапевтические функции.

4. Помогайте людям чувствовать свою значимость. Опять же: мы не имеем в виду подхалимство или банальную лесть — эти проявления личности настолько низки, что не годятся даже в качестве «тактического приема» поведения. Речь о другом. Каждый человек нуждается в подтверждении своей значимости и имеет на это право уже в силу того, что у нас принято уважать достоинство и честь каждого гражданина. К сожалению, мы нередко забываем об этом в ежедневном общении, обращаясь с людьми, чуть ниже нас по уровню интеллектуального или эмоционального развития, как с некими ничтожно малыми величинами. Это очень грубая ошибка, и допускающим ее жизнь жестоко мстит, плодя врагов.

5. Уважайте мнение других людей. Это не так легко сделать, особенно когда сталкиваешься с мнением, радикально противоположным твоему. Мы часто спешим сказать: «Вы не правы!» вместо того, чтобы поставить себя на место этого человека и попытаться посмотреть на вещи с его точки зрения. Тогда, возможно, мы изменили бы свое мнение. Общению содействуют фразы-мостики: «Я внимательно вас слушаю...» «Это понятно...» и т. п.

6. Избегайте ненужных споров. Еще никто и никогда не выигрывал словесных баталий. Чем вступать в перестрелку словами, лучше молча выслушать собеседника, сконцентрировавшись на путях достижения согласия.

7. Убеждайте, а не приказывайте. Кому нравится получать приказы? Вместе с тем большинство людей внушаемо и легко поддается убеждению. Искусство убеждать делает максимально продуктивным общение с людьми. Надо ли говорить, насколько это важно!

8. Запоминайте имена. Они — один из наиболее приятных компонентов нашей речи. Имя фиксирует личный характер общения и придает ему непосредственность. Запоминайте имена (и отчества, и фамилии — в зависимости от обстоятельств). Без колебаний просите повторить имя, если вы сразу не расслышали или не поняли. Чтобы лучше запомнить, проговорите имя про себя. В конце рабочего дня попытайтесь вспомнить имена людей, с которыми общались. При повой встрече смело используйте запомнившееся имя — это приблизит к вам собеседника, расположит его, сделает ваше общение с наибольшей вероятностью приятным и плодотворным.

9. Придерживайтесь положительной установки. Негативизм сталкивает люден. Старайтесь в своем общении делать упор на положительное, что вас объединяет. Баланс между положительными установками общения и скепсисом должен быть всегда в пользу первого.

10. Улыбайтесь. Совет прост, но трудно себе представить, как важен этот мимический жест расположения. Улыбка — знак дружественности, готовности к общению, открытости. Если она идет от сердца, то может растопить лед самого силы ого недоверия.

Продолжаем знакомиться с житейскими советами Дейла Карнеги, которые позволят вам оказывать влияние на людей.

Итак, 12 способов заставить человека стать на вашу точку зрения:

1. Нельзя одержать верх в споре. Единственный способ победить в споре — избежать его.

2. Уважайте мнение другого человека, вашего собеседника. Никогда не говорите ему прямо, что он не прав.

3. Если вы знаете, что кто-то думает или хочет сказать о вас нечто отрицательное, обезоружьте его, сказав об этом раньше. Если вы не правы, признавайтесь в этом.

4. Всегда начинайте беседу в дружеском тоне.

5. Разговаривая с кем-то, начинайте не с тех вопросов, по которым ваши мнения расходятся, а с тех, по которым совпадают.

6 Дайте возможность собеседнику говорить, а сами старайтесь слушать. Если вы не согласны, не прерывайте собеседника — дайте ему высказаться, подбрасывая вопросы. Постарайтесь его понять.

7. Дайте человеку почувствовать, что идея, которую вы подали, принадлежит ему, а не вам.

8. У всякого человека имеется причина поступать именно так, а не иначе. Найдите ее, и вы получите ключ, с помощью которого разгадаете действия другого и даже его личные качества. Старайтесь смотреть на вещи глазами собеседника.

9. Относитесь с пониманием к желаниям другого человека.

10. Прибегайте не к тем мотивам, которые вам представляются, а к истинным.

11. Используйте принцип наглядности для доказательства своей правоты.

12. Если вы хотите заставить волевого, с сильным характером человека принять вашу точку зрения, бросьте ему вызов, взяв под сомнение его возможности и способности что-то сделать, или, наоборот, публично провозгласите уверенность в том, что он может это сделать.

А теперь познакомьтесь с девятью способами расположить человека, не вызывая при этом его негодования или обиды:

1. Начинайте беседу с похвалы собеседника и восхищения им.

2. Не будьте излишне прямолинейны, говоря человеку о его ошибках.

3. Прежде чем критиковать других, укажите на собственные недостатки.

4. Задавайте вопросы, вместо того чтобы отдавать приказания.

5. Дайте возможность человеку выйти из разговора, сохранив чувство собственного достоинства.

6. Хвалите собеседника, будьте искрении в одобрении и щедры на похвалу.

7. Создавайте человеку хорошую репутацию, которую он мог бы оправдать; подчеркивайте его хорошие качества. Подтверждая их, он будет совершать достойные поступки.

8. Старайтесь показать человеку: то, что вы хотите от него добиться, легко осуществимо именно и только им.

9. Поступайте так, чтобы человек был счастлив сделать то, что вы ему предлагаете.

Вдумаемся в пять основных принципов обращения с людьми:

<<   [1] ... [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] ...  [39]  >>