Счетчики







А. Кемпинский. "Меланхолия"

Это действительно депрессия «вершины»: она наступает в тот момент, когда спустя многие годы сильнейшего напряжения и труда человек неожиданно достиг цели, о которой так долго мечтал (например: стал профессором, построил дом, написал книгу своей жизни или добился любви, казавшейся невозможной). Часто при этом типе депрессии наблюдается явление социальной индукции. Например, одновременно с мужем, ставшим профессором, состояние депрессии возникает и у его жены, поскольку они вместе в течение многих лет жили только этой целью. Теперь, когда они достигли желанной цели перед ними возникла пустота. В краковской психиатрической клинике депрессия такого типа наблюдались у людей, которым после многолетних усилий удалось построить домик, о котором они так долго мечтали. Мы называли в обиходе эти депрессии «депрессиями венца» (венец достижений: «Конец — делу венец!»).

В депрессии этого типа обнаруживается одна из наиболее характерных черт человеческой натуры: она не терпит покоя. Человек должен к чему-то стремиться, а когда достигает своей цели, то обычно чувствует беспокойство, пустоту, ощущение того, что «что-то не так», заставляющее его идти дальше. В море, на закате часто возникает впечатление, что можно доплыть до самого огненного шара Солнца, но это совершенно невозможно. Так же и в жизни: мы постоянно к чему-то стремимся, но конечной цели достичь не можем. Такого же рода чувства беспокойства и пустоты охватывают нас после удовлетворения основных биологических потребностей. После первых мгновений блаженства от удовлетворения наших потребностей, например, потребностей воздуха, пищи, сексуального желания или возбуждения, приходит состояние расслабленности и упоминавшееся ощущение пустоты. Необходимо снова двигаться вперед.

Такого типа депрессии являются характерными для людей, занятых напряженным творческим трудом: после периодов творческого подъема у них часто наблюдаются периоды застоя. Тогда они начинают жаловаться на ощущение внутренней пустоты. Работа у них не идет, они не довольны своим делом и собой, у них исчезают куда-то все творческие замыслы. Многие стараются преодолеть этот период с помощью алкоголя. Депрессии такого типа бывают настолько глубокими, что могут закончиться попытками самоубийства. Противоположностью для них является состояние творческого подъема, когда человек испытывает вдохновение, когда в голове у него легко рождаются новые замыслы, когда работа приносит удовлетворение.

Очевидно, что описанные выше состояния изменения творческой активности можно отнести как к нормальным колебаниям настроения, так и к колебаниям с патологической амплитудой, свойственной циклофрении. Кажется, что творчество требует настолько больших усилий человеческого организма, что здесь могут существовать особые закономерности. Стоит упомянуть, что по природе своей творчество близко к изменчивости жизненной активности. Обычно после периода интенсивного творческого труда наступает период стагнации, в определенном смысле необходимый для глубокого отдыха организма. Творчество требует мобилизации всех сил организма для создания как можно большего числа функциональных структур, а затем для принятия решения (из множества идей необходимо выбрать лучшую) и, в конце концов, для реализации выбранной идеи, нередко требующей длительного кропотливого труда.

Творчество требует огромной напряженности процессов информационного метаболизма. Творчество как будто требует выхода за пределы ежедневного ритма, за пределы отлаженных структур. Оно ищет новые и необычные пути. Привычный порядок должен быть разрушен и на его месте должен возникнуть новый. При этом неизбежно приходится сталкиваться с сопротивлением окружения, которое должно быть изменено под воздействием творческого усилия. Кроме того, необходимо преодолеть инерцию прежних, традиционных отношений человека с окружением.

При лечении творческих депрессий важным является помочь больному понять природу естественного ритма творческого труда, причину его взлетов и падений. Речь идет о том, чтобы в состоянии депрессии творец не утратил веры в себя, в свою творческую избранность и в то, что к нему опять вернется вдохновение.

См. работу 92.

РЕАКТИВНЫЕ ДЕПРЕССИИ

Реактивная депрессия выделяется светлым пятном на фоне обычно довольно мрачных причин, приводящих к пониженному настроению. В данном случае причина срыва является очевидной: потеря любимого человека, состояния или общественного положения, угроза тюрьмы, столкновение с непреодолимыми (или с кажущимися таковыми) жизненными преградами, поскольку не так часто случается, что эндогенная депрессия (органическая или шизофреническая) начинается реактивно. Только дальнейшие наблюдения за течением болезни позволяют поставить точный диагноз.

Причины реактивной депрессии в целом аналогичны причинам невротических депрессий. Принципиальное отличие связано с продолжительностью действия причинно-следственных факторов. При неврозах этот временной отрезок очень большой и начало его уходит в переживания раннего детства, а при реактивных депрессиях — очень короткий. Можно выделить три группы причин возникновения реактивной депрессии, связанные с нарушением эмоциональных отношений: а) с окружением; б) с самим собой; в) творчества.

Реактивная депрессия может быть вызвана неожиданной утратой — потерей предмета любви. Оценка последствий такой травмы всегда должна производиться с учетом точки зрения больного, а не наблюдателя, поскольку речь идет о чувствах пациента, а не врача. В этом случае глубина эмоциональных отношений не имеет объективной меры. Один и тот же человек может спокойно перенести смерть матери и отреагировать глубокой депрессией на смерть своей кошки. Потеря предмета любви может быть непосредственной, например, связаной со смертью любимого человека или с утратой состояния. А может быть опосредованной, когда меняется характер эмоциональных отношений, например, любовь обращается в ненависть. В последнем случае вопрос осложняется тем, что причины ухудшения настроения дополняются влиянием отрицательных эмоции (ненависти), еще более углубляющим депрессию.

Реактивная депрессия может быть вызвана неожиданным изменением самооценки («автопортрета»), например, вследствие утраты прежнего социального положения (потери должности, угрозы тюремного заключения, утраты состояния) или вследствие отрицательной оценки личности окружающими (осуждение, высмеивание, остракизм), а также вследствие отрицательной самооценки (приступы сомнения, чувство вины, потеря «собственного лица»).

Если человек неожиданно сталкивается с непреодолимой преградой, когда он упорно стремится к цели (преграда для реализации психологической установки типа «над»), то это может вызвать депрессивный кризис. Например: высокие налоги заставляют его бросить многолетние занятия ремеслом; нехватка рук вынуждает продать семейное дело; из-за недоброжелательного отношения окружения или из-за так называемых «объективных» трудностей он не может осуществить собственные планы и т. д.

Характерным для реактивных депрессий является то, что мысли больного кружат все время вокруг одной темы и поэтому он живет более настоящим, чем прошлым. При эндогенных депрессиях очень часто прошлое (чувство вины) становится тяжестью, невыносимой для больного. Клиническая картина реактивной депрессии отличается разнообразием и зависит от глубины и силы полученной ранее психической травмы и особенностей типа личности больного.

При глубоких реактивных депрессиях, как правило, обязательным является соматическое лечение (применение в больших дозах тимолептиков и нейролептиков, допускаются методы лечения электрошоком). В то же время при лечении относительно легких форм депрессии обычно достаточно психотерапии, во время которой больному разрешается свободно беседовать на темы, связаные с наиболее удручающей его причиной депрессивного состояния (а значит, связаной с причиной реактивного возбуждения), что, как правило, снимает отрицательную эмоциональную нагрузку.

С другой стороны, можно попытаться открыть больному возможности новых жизненных перспектив («не все еще утрачено»).

<<   [1] ... [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] ...  [105]  >>