Поиск



Счетчики









А. Кемпинский. "Меланхолия"

Если преобладает установка отношений к окружению типа «от», то автоматически происходит редукция информационного метаболизма. В случае преобладания установки типа «к» метаболизм усиливается. Поэтому для процессов информационного метаболизма более важным является размерность переживаемого пространства, чем реального физического. Человек должен бояться не столько перенаселенности земного шара, сколько собственного страха и ненависти, закономерно приводящих к уменьшению размерности переживаемого пространства.

ПСИХИЧЕСКАЯ «ДИСПЕПСИЯ» И НЕВОЗМОЖНОСТЬ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Современный человек не может пожаловаться на недостаток пищи для процессов информационного метаболизма. Пожалуй ни в одном историческом периоде не было столько интересных событий как сейчас, а развитие представлений об окружающем мире — таким динамичным. И несмотря на это человек чувствует себя тоскливо, испытывает внутреннюю пустоту, страдает от психической «диспепсии», связанной с невозможностью усвоения избыточной информации. Он мечтает о том, чтобы оказаться в иной, более примитивной культурной среде или в другой эпохе. Словом, не обнаруживает интереса к информационному взаимодействию со своей средой вследствие отрицательного к ней отношения. В крайнем случае он прибегает к употреблению наркотиков или галлюциногенов для того, чтобы хоть на мгновение прекратить процессы информационного метаболизма с враждебным для него окружающим миром.

Не существует идеальной модели культуры и, сравнивая различные взгляды культурологов, даже трудно определить, какая из моделей лучше и обеспечивает наиболее благоприятные условия развития личности. Однако можно в достаточно обобщенном виде определить требования, которым должна удовлетворять модель культуры, обеспечивающая наиболее полное развитие личности.

Проблема переживаемого пространства личности была рассмотрена выше. Вторым по своему значению условием является проблема возможности реализации установки «над». Такая установка может трактоваться как естественное свойство человека. Развитие коры головного мозга у человека создает предпосылки для формирования значительно большего числа новых функциональных структур, чем у животных. Если животным вполне достаточно среды обитания для нормального развития процессов информационного метаболизма, то у человека всегда обнаруживается определенный дефицит необходимых условий. Ему недостаточно одного избытка пищи, ему еще необходимо изменить окружающий мир и навязать ему собственные функциональные структуры.

Даже у людей с наиболее явными свойствами синтонического типа личности (циклотимиков, по определению Кречмера) конкретные установки в плане интеграции с окружающей средой не являются исчерпывающими в отличие от животных, у которых конкретная установка в отношениях с окружающей средой позволяет полностью реализовать возможности их нервной системы. У человека подобным установкам всегда сопутствуют абстрактные установки. Они обеспечивают практически неограниченные возможности создания новых функциональных структур. Человек может без конца мечтать, строить планы и создавать новые концепции.

Проблема в конечном итоге может быть сформулирована следующим образом: в какой степени окружающая среда располагает предпосылками реализации созданных функциональных структур, и в какой степени она позволяет осуществить переход от абстрактных установок к конкретным. Человек не может как животное существовать, руководствуясь только конкретными установками, но он также не может существовать руководствуясь только абстрактными установками. Он должен подобно представителям животного и растительного мира развиваться вместе с окружающей средой (concrescere). Он может правда от него оторваться (abstrahere), чего не могут животные, но этот отрыв не может быть полным. Только реализация созданных нервной системой функциональных структур дает человеку ощущение действительности, без этого его жизнь была бы чем-то похожим на состояние между фантазией и сном.

Человек проверяется деятельностью. Не имея возможности реализовать свои мечты и планы, он утратил бы ощущение действительности происходящего. В то же время восприятие действительности и окружающего мира было бы гораздо слабее, если бы это ощущение формировалось под влиянием сопротивления, которое оказывает окружение процессу реализации функциональных структур. Окружение, которое не дает возможности осуществить собственные планы и мечты человека, становится для него чужим миром, враждебным и непонятным. Доходит до того, что этот мир теряет в восприятии человека свою реальность и напоминает скорее кино, чем действительность, и человек в отношениях с ней начинает руководствоваться установками потребителя и наблюдателя, поскольку ему в этом мире нечего делать. Модель культуры, не обеспечивающая возможность реализации установки «над», сдерживает развитие человека, поскольку оно осуществляется в непрерывном взаимодействии с окружением, и человек развивается благодаря тому, что он преобразует окружающий мир, и сам изменяется под его воздействием.

Много факторов влияет на то, что человек в современной цивилизации не может принять установку активного взаимодействия с окружающей средой и вынужден руководствоваться установкой потребителя. Усложнение социально экономических отношений приводит к тому, что среда, окружающая современного человека, оказывает ему непреодолимое сопротивление и вынуждает его отказаться от желания реализации своей установки «над».

АНТИТРАДИЦИОННОСТЬ И АНТИТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ

Многочисленность и разнообразие потенциальных функциональных структур, которыми располагает человек, приводит к тому, что ему становится тесно в пределах «здесь и сейчас» (то есть в рамках конкретных установок). Его жизненные интересы выходят далеко за пределы собственной жизни, как в прошлое так и в будущее. Возможность обращения к прошлому связана с культурной традицией. Человек принимает на вооружение уже известные примеры поведения и эмоционального восприятия, благодаря чему приобретает, не прилагая никаких усилий, знания о существующем порядке вещей не менее важные, чем генетически наследуемые представления о биологическом порядке.

С возможностью обращения в будущее связаны трансцендентные свойства природы человека, надежда, что с его смертью не все будет кончено («non omnis moriar»), и что порядок, им созданный, переживет его. Такой порядок становится как будто мифом, придающим смысл жизни и смерти.

Впрочем, нередко случается, что такому мифу посвящается вся жизнь.

Глядя на развитие культуры, испытываешь впечатление, что все значительное в ней, что сохранялось веками, совершенно не связано с конкретикой жизни, а непосредственно порождается трансцендентной тоской, доходящей порой до абсурда. Что, например, принесло человеку сооружение пирамид, строительство святынь, восхитительная резьба, кропотливое изготовление витражей, которые невозможно разглядеть даже вблизи и т. д.? Титанические усилия создателей не были связаны с конкретными целями, с тем, что непосредственно удовлетворяет потребности человека. То, что было воистину великим, не могло поместиться в конкретных установках по отношению к жизни. Более того, все это было чем-то не имеющим практического значения и прямого отношения к человеку, а скорее почвой для абсурда, мифа, не имеющей названия идеи.

Человек в этой деятельности выходил далеко за границы собственной жизни, своего (от сих до сих), обращаясь как к прошлому, так и к будущему. Такой трансцендентный характер культуры имел определенное значение и для жизни индивида, придавал его жизни особый смысл, хотя сама идея, вносящая в жизнь свой порядок, была лишена смысла. Существенным здесь является и аспект веры: она оказывала мобилизующее воздействие на организм не только в психическом, но и в физическом плане. Хорошо известно, что эффективность применения лечебных препаратов в значительной мере зависит от степени доверия к ним (placebo effect).

В психотерапии, помимо доверия к врачу, немалую роль играет вера в определенный миф о человеке, который пропагандирует данное направление в психотерапии. Человек, имеющий веру, обладает большей жизненной активностью, чем тот, который ни во что не верит. Кроме эффекта активизации, вера оказывает также организующее влияние на весь мир человека. Она создает определенную иерархию ценностей, благодаря которой человеку легче упорядочить информационный обмен с окружением.

<<   [1] ... [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] ...  [105]  >>