Счетчики







А. Кемпинский. "Меланхолия"

Доминирование установки «над» также часто является причиной пониженного настроения. Желание преобразования мира «по своему образу и подобию», как правило, оставляет в реальной жизни после себя только фрустрацию. Ощущение собственного бессилия укрепляет агрессивность по отношению к окружению, что в свою очередь вызывает ухудшение настроения. Радость, свойственная эмоциональным установкам типа «над», имеет иной характер, чем радость при эмоциональных установках в отношениях с окружением типа «к» или «от». При установках типа «над» радость приходит вместе с победой над окружением одновременно с реализацией собственной функциональной структуры или завершением дел. Печаль приходит тогда, когда человек лишен возможности реализовать свои функциональные структуры, когда дело не клеится, или когда окружение оказывает слишком сильное сопротивление деятельности. В отличие от этого на более низком уровне отношений с окружением (установки «к» и «от») радость приносит соединение с окружением, максимальная полнота которого достигается в эротических связях или в материнстве. Печаль, таким образом, порождается негативными эмоциями (установка «от»), когда окружение отторгает человека и у него возникает желание или уничтожить свое окружение, или бежать от него.

Генезис изменчивости настроений в обеих плоскостях отношений с окружением является, таким образом, иным. На нижнем горизонте (в плоскости действия установок «к» и «от») колебания настроения связаны с изменениями условий взаимодействия человека и среды и степенью его удаленности от окружения. Человек в таких отношениях как будто подчинен ритмам природы и тесно с ними связан. Таким образом, в осцилляциях этого типа в целом доминирует влияние конкретного типа установок (в отношении характера взаимодействия с окружением). Изменчивость настроения такого рода наблюдается обычно у людей, относящихся к группам экстравертов, циклотимиков и синтоников.* В то же время под углом плоскости взаимодействия с окружением (установки типа «над») человек стремится к победе над окружением, находится «над» ритмом природы, становится «хозяином и властелином» природы. Отсюда берут начало специфические для данной эмоциональной установки черты человеческого характера. Изменчивость настроения в данном случае связана с ритмом побед и поражений: то человек становится победителем, то побежденным. Преобладание состояния пониженного настроения возникает тогда, когда человек чаще оказывается побежденным, чем победителем. Очевидно, что подобная ситуация зависит не только от данного человека, но и от внешних условий: в какой степени они помогают ему добиваться побед. С другой стороны, жажда победы может оказаться ненасытной.

Обычно уровень потребностей одинаково возрастает как при победах, так и при поражениях. В первом случае всегда имеет место неудовлетворенность, и отсутствует возможность удовлетворения жажды власти. Во втором случае, чем сильнее поражение, тем нереальнее становятся амбиции, с помощью которых человек как будто стремится возместить моральный ущерб от испытанного поражения. В накренившейся плоскости взаимодействия человека с окружением, для которой собственный абстрактный план (отсюда — абстрактная установка) доминирует над действительностью, человек остается наедине с собственными концепциями, тоскует о возможности воссоединения с окружением, но это недостижимо в полной мере. Окружающий мир для него — его собственная умозрительная конструкция, поэтому форма преобладает над цветом, а абстракция — над реальностью. Поэтому вкус и цвет жизни неизвестны этому человеку. Жизнь в плоскости («над»), накренившейся по отношению к окружению, требует больших усилий, чем жизнь на более низких горизонтах отношений «к» и «от». В такой деформированной плоскости необходимо постоянно бороться с окружением для того чтобы иметь возможности навязать ему собственные формы активности, а радость и жизненная энергия при этом берутся из одержанных побед. На нижних горизонтах отношений человек то приближается к своему окружению, то отдаляется от него, а радость и жизненную энергию получает из возможности взаимодействия с окружением.

При лечении хронических депрессий у шизоидов большое значение имеет возможность оказания помощи больному в достижении успехов. Облегчение усилий для достижения победы достигается благодаря уменьшению уровня притязаний больного, а также обучением больного искусству проигрывать (to be a good loser). Укрепление чувства собственного достоинства снимает внутреннее напряжение, связанное с потребностью постоянно одерживать победы. Окружающий мир благодаря этому становится не таким враждебным, оказывает меньшее сопротивление и к нему легче приблизиться. Может даже дойти до того, что больной сможет с ним соединиться, почувствует вкус жизни и его колорит. Для шизоида это является воистину необыкновенным переживанием, поскольку такого рода испытания для него совершенно чужды.

Примечания

* Экстраверты — психологическая характеристика личностей, направленных на внешний мир и деятельность в нем, отличающихся преобладающим интересом к внешним объектам.

Циклотимики — психопаты, подверженные легкой форме маниакально-депрессивного психоза, настроение и жизненная активность которых в течение всей жизни повышены — гипоманиакальные психопаты. Их противоположность — дистимики (см. стр. 87—88).

Синтоники — (англ. Syntonic) — категория людей, настраивающих свою психику как бы в резонанс событиям, тону, частоте.

Депрессии у людей с обсессивными* (ананкастичными) свойствами личности

Обсессивные психопаты (psychopatia obsessiva vel anancastica) живут под гнетом чувства долга. Основной формой переживаний у них является ощущение «я должен». С детства их поведение регламетируется различного рода запретами и указаниями. В период полового созревания, когда биологические изменения вызывают повышенное возбуждение эмоционально-чувственной сферы, беспокойство, приступы агрессии, бунта и эротические фантазии, внутренние барьеры становятся еще сильнее, а нормы и табу приобретают чудовищные размеры. Такой человек никогда не доволен собой, ему хочется быть другим и лучше.

Психопатологическим выражением избыточной значимости внутренних барьеров являются ананкастические симптомы, достаточно часто впервые наблюдающиеся в период полового созревания. Для обсессивного психопата любая радость воспринимается одновременно с чувством вины. Ему нельзя радоваться, поскольку это противоречит его ощущению чувства долга. Радость никогда не может быть обязанностью. Она является в какой-то степени освобождением от любых связующих пут, но именно эти путы являются для него сущностью жизни. В глубине души такой человек тоскует о свободе, о том, чтобы разорвать все что ее ограничивает. Но одновременно ничто его так не страшит, как освобождение от этих пут.

Если у шизоида окружающее пространство имеет скорее абстрактный характер (не является реальным пространством) и позволяет ему реализовать собственные функциональные структуры, то у обсессивного психопата пространство ограничено различными запретами и указаниями. Оно является тесным и запутанным. В нем невозможно свободно передвигаться. Такая стесненность пространства является главной причиной ухудшения настроения. Радость всегда предполагает ощущение свободы. Скованный человек не может проявить свою жизненную активность и бунтует против своих пут. Бессильный бунт превращается в аутоагрессию, которая в свою очередь становится причиной ухудшения настроения.

Если к шизоидному психопату радость приходит вместе с одержанной победой, то у обсессивного психопата ее приносит удовлетворенность от выполнения обязанностей и следования нормам, и соблюдение табу является для него главным источником радости. Это радость с оттенком мазохизма. Путы, конечно, жмут, но чем сильнее их давление, тем сильнее степень удовлетворенности. Размерность пространства-времени у шизоидного психопата велика. Чем с большим трудом и отвращением перемещается он в реальном времени и пространстве («здесь и сейчас»), тем с большим желанием обращается он к их абстракциям. В них больше места для будущего и прошлого, чем для настоящего, и больше пустоты, позволяющей ему реализовать собственные мечты и планы, чем естественного колорита жизни.

<<   [1] ... [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] ...  [105]  >>