Счетчики







А. Кемпинский. "Меланхолия"

Попытки отделить настроение от эмоций являются заведомо надуманными. Не лучше ли дать этим двум понятиям одно общее наименование — эмоциональный колорит? Независимо от генезиса депрессии ее главной чертой является темный колорит. Темнота царит как внутри, так и снаружи. И окружающий мир становится таким же темным и мрачным, каким воспринимает свое состояние больной.

ТЕМНОТА

Ритм дня и ночи

Что такое темнота? С точки зрения биологии темнота является антитезой жизни. Жизнь на нашей планете связана прежде всего с Солнцем. От него растения черпают энергию, необходимую для жизни и, в свою очередь, сами становятся источником энергии для остальных живых существ. В животном мире Солнце также становится обязательным условием жизненной активности и роста. Существуют, правда, животные, активность которых возрастает по ночам или живущие в темноте. Тем не менее, в целом цикличность сна и бодрствования непосредственно связана с ритмом смены дня и ночи.

В человеческой психике ритм смены дня и ночи связан не только с основным ритмом сна и бодрствования, но и с характером отношений с действительностью. При солнечном свете дня действительность воспринимается как нечто светлое, рациональное, с чем возможно установление логичных взаимоотношений. Ночью окружающая действительность становится темной, вызывает ощущение угрозы извне. Пустота мрака заполняется порождениями фантазий и чувств, а отношение к действительности приобретает явно иррациональный характер. Наверное, наиболее удачно дал определение этим двум формам отношений с действительностью Ницше, рассуждая о двух направлениях развития культуры: о традициях культа Аполлона и культа Диониса. С точки зрения психоаналитика ночь является областью бессознательного, а день — сознательного.

Психотическое пространство

Основным свойством темноты является то, что в ней исчезают краски и контуры действительности. Их место заполняется темной пустотой, но поскольку природа не терпит пустоты (natura horret vacuum), то она наполняется порождениями внутреннего мира человека. Поэтому темное пространство всегда является психическим пространством. В него переносится все то, что скрывается в глубине души человека и становится его «нереальной действительностью».

Примером подобного физиологического психоза являются сонные фантазии человека. Степень отрыва от действительности прямо пропорциональна темноте. Контуры предметов в сумерках изменяются, обычно увеличиваясь в размерах, а в полной темноте приобретают совершенно новые формы, нередко ничего общего не имеющие с действительностью. Аналогичные явления можно наблюдать во время депрессии. При легких формах депрессии незначительные проблемы приобретают патологические, большие размеры, а при глубоких депрессиях в сознании возникают болезненные конструкции, часто ничего общего с действительностью не имеющие.

Интенсивностью темных тонов в общем колорите действительности определяется граница между неврозом и психозом. Депрессивные сумерки соответствуют уровню невроза, а депрессивная тьма соответствует психозу. В состоянии психической депрессии в темном пространстве оказываются все тайные чувства и порождения души больного: страх, агрессивность, чувство вины и т.д. Различия восприятия психического пространства при шизофрении и депрессии скорее всего определяются уровнем жизненной активности.

В состоянии депрессии жизненная активность ослабевает. Угасает интерес к жизни, все погружается в сумерки и границей этого мира становится смерть. При шизофрении, особенно на ее ранних стадиях, жизненная активность часто становится патологически высокой. Это мрак бури, который освещается вспышками озарений, экстатических состояний и т.д. Темнота возникает здесь вследствие полного ухода от света дня. Такой уход от действительности дня может быть следствием аутизма, как это бывает при шизофрении, или нарушений сознания, то есть нарушений ритма дня и ночи, как это наблюдается при психоорганических комплексах и при эпилепсии.

Человек обычно погружается в эту темноту во время сна и тотчас происходит уход от действительности. Правда интенсивность информационно-энергетического обмена в этот период понижается до минимума, однако жизненная активность не уменьшается, или уменьшается, но не в такой степени, как во время депрессии. Переживания больного во время сна, например, эротического содержания, ощущений страха и агрессивности и т. д. — свидетельствуют даже о повышении жизненной активности.

Одиночество ночи и всеобщность дня

Переживания дня как бы укладываются в рамки определенных норм: то, что им не соответствует, обычно подавляется. Ясность дня является ясностью определенного порядка — общего для всех людей, поскольку Солнце светит одинаково для всех. «Мир для всех» («koinos kosmos») может возникнуть только при солнечном свете дня, потому что ночью открывается в человеке наиболее интимное и личное: желания, страхи, экстаз и т.д. Одиночество принадлежит ночи, как всеобщность принадлежит дню. Поэтому традиция культа Диониса отличается большей динамичностью и оригинальностью, чем традиция культа Аполлона. Ночь несет с собой нечто безумное и непредсказуемое. В ночи происходит встреча с пределами действительности, соединение с мраком и смертью, свидание с предметом любви. Благодаря близости с ними человек спасается от глубокого одиночества, которое ночью воспринимается особенно остро.

Если напряженность депрессии невелика, то в сознании царят сумерки, в нем нет полной темноты, и еще существует возможность сохранить структурные отношения и содержание дневной жизни. Такие депрессии воспринимаются окружающими как невротические. При депрессиях такого вида люди еще остаются в пределах общего мира, в котором одно Солнце светит для всех. Когда же наступает ночь, мир больного перестает быть частью всеобщего, он становится отдельным и интимным миром, в котором действуют другие законы, в котором открывается бессознательное и в котором человек теряет связь с другими людьми, за исключением возможности переживания экстаза любви или проявления крайней агрессивности.

Физиологические основы двух ритмов (бодрствования-сна и жизненной активности)

Ритм смены дня и ночи является главным жизненным ритмом на нашей планете. В соответствии с ним устанавливается ритм информационно-энергетического метаболизма с окружающей средой. С ним переплетается ритм жизненной активности (ритм смены времен года), от которого зависит общий эмоциональный колорит переживаний человека. Несмотря на интенсивные исследования в данной области, мы до сих пор еще не знаем какие биохимические и нейрофизиологические механизмы лежат в основе двух главных ритмов человеческой жизни: ритма бодрствования-сна и ритма жизненной активности.

Многое указывает на то, что у человека и высших животных управление ритмом бодрствования-сна осуществляется ретикулярной формацией головного мозга (formatio reticularis), а ритмом жизненной активности управляет промежуточный мозг, в первую очередь его подбугровая область, совместно со зрительными буграми.

Биохимические исследования позволили выделить вещества, которое повышают или понижают проводимость нервных синапсов. Что касается более глубоких эффектов действия данных веществ, то они могут: повысить жизненную активность и тем самым способствовать улучшению настроения (тимолептики), ослабить информационный метаболизм (нейролептики и атарактики) или усилить его (дислептики — галлюциногены).

В модели жизнедеятельности клетки ритм жизненной активности, очевидно, морфологически связан с митохондриями, они таким образом, являются «энергетическими станциями» клетки, в них происходит синтез и накопление основных энергетических носителей (АТФ и АДФ). Близкий этим процессам ритм дня и ночи (периодических изменений интенсивности информационно-энергетического метаболизма) вероятно связан с проницаемостью мембраны клетки, регулируемой ее ядром. Но он также в значительной степени зависит от деятельности митохондрий, которые выполняют функции управления энергетическим потенциалом клетки.

<<   [1] ... [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] ...  [105]  >>