Поиск



Счетчики









А. Кемпинский. "Меланхолия"

Мы до сих пор не сумели поместить царство ночи в логические структуры, поэтому нас нередко поражает и ошеломляет его необычность и иррациональность. Неизвестно, в какой степени познание облегчает управление уже познанным объектом. На допущении данной ситуации построена вся прикладная наука. Познав что-либо, мы надеемся, что сможем этим управлять. Возможно, что более глубокие знания законов, которым подчиняется наша эмоциональная жизнь, позволят нам лучше управлять ею. Пока же в этом вопросе больше темноты, чем ясности.

Психические элементы депрессии берут свое начало прежде всего в уходе от света дня. В состоянии депрессии обнаруживаются элементы ночи, которые обычно в состоянии бодрствования неизвестны. Смерть манит миражом покоя, конца всего, тайной небытия, возможностью снятия агрессивности в отношении к самому себе. Из темноты всплывают уже давно забытые проступки и приобретают формы кошмаров, больного угнетает ощущение собственной греховности. Мелкие заботы повседневности во мраке ночи вырастают до гигантских размеров и превращаются в непреодолимые трудности. Будущее обращается в черную стену и не остается иного выхода кроме смерти. Больной живет предчувствием катастрофы, нередко угрожающей и его близким, что становится распространенным мотивом самоубийств.

«Автопортрет» становится черным. Ничто не нравится больному в самом себе. Он кажется себе глупым, подлым, ни к чему не способным, ненавидит себя и охотнее всего сам себя уничтожил бы. Образ окружающего мира также становится темным. Люди, живущие в другом, светлом мире, раздражают своим глупым смехом, своими фальшивыми масками. Как пустая забава раздражают краски жизни, кажущиеся искусственными, под которыми больной ощущает темноту ночи. Темнота может сгущаться вокруг больного, подавляя деятельность его организма. Он чувствует себя похудевшим, слабым, болезнь его терзает, у него меняется внешность. Нередко его самого поражает вид собственного постаревшего лица и тела. Если депрессия протекает в легкой форме, то больной ищет помощи у врача-терапевта, а если в тяжелой — отказывается от нее, уверенный, что скоро умрет.

Ритм жизненной активности (времена года, воскрешение и смерть)

Вследствие того, что цветовая палитра психозов при депрессиях сохраняет только темные краски, общий колорит становится беднее и нет в нем той силы и непредсказуемости, как при шизофрении. Темный спектр колорита депрессии связан прежде всего с ослаблением жизненной активности.

Ритм жизненной активности можно было бы сравнить с ритмом смены времен года. Жизненная активность меняется в течение жизни. Она бывает наибольшей в начальных периодах развития, а затем постепенно ослабевает, так что в старости довольно быстро снижается к нулевому уровню, то есть к смерти. Колорит изменяется в соответствии с этой динамикой. Он богат, пока высока жизненная активность, тускнеет, когда она ослабевает, так что в конце жизни уходит в спектр черного и серого.

Как уже упоминалось, ритм смены времен года является проекцией ритма смены дня и ночи в течение всей жизни. Весна — молодость — утро жизни, лето — возраст зрелости — разгар дня, а осень — старость — вечерний закат жизни. Зиму можно было бы назвать ночью смерти. В ритме смены времен года депрессии более всего соответствуют поздняя осень и зима. Человек чувствует себя старым и измученным, чувствует приближение смерти, жизнь теряет свой колорит и становится серой, голой и ветхой.

Известный во многих религиях миф о воскрешении и смерти (до сих пор укрепляющий веру людей в свое бессмертие или хотя бы в бессмертие собственных идей и убеждений) передает распространенное представление о вечности жизни, отражением которой становится неизменный ритм смены времен года. Одной из важнейших черт жизни является постоянный процесс строительства и разрушения, относящийся также к энергетическому и информационному метаболизму. Одни функциональные и морфологические структуры исчезают, чтобы на их месте появились новые.

Этот своеобразный ритм воскрешения и смерти является настолько привычным, что мы его не замечаем. Иногда только по прошествии времени, в ретроспективе мы оказываемся в состоянии оценить происшедшие изменения и нередко не можем узнать самих себя: «Неужели это был я, неужели я так выглядел и думал?». Хотя в то же время хорошо понимаем, что несмотря на совершенно другой внешний вид, мы по-прежнему остаемся теми же самыми людьми. Ощущение подобия сохраняется (я по-прежнему остаюсь сам собой) и в то же время изменяется (я теперь не такой как раньше). В этом проявляется свойство изменчивости неизменного и их диалектика.

Тем не менее в нашей жизни бывают мгновения, когда мы испытываем ощущение смерти прежнего человека, необходимой для того, чтобы мог родиться новый. Происходящая в человеке перемена может оказаться слишком значительной и внезапной для сознания. Человек может быть этим потрясен. Он как змея сбрасывает старую кожу для того чтобы вместо нее обрести новую. Во многих религиозных культах змея была символом жизни, и может быть поэтому со временем стала символом врачебного искусства. Змея является символом характерного для живой природы обновления.

Момент смерти одной формы и рождения другой во многих культурах как бы сознательно подчеркивается: например, обряд инициации,* во время которого «умирает» ребенок и рождается мужчина; обряд свадьбы, во время которого девушка становится женщиной. Кандидат на звание знахаря-колдуна подвергается многим испытаниям, после которых он должен стать как бы новым человеком, наделенным магическими силами. Психология процесса посвящения связана с ощущением смерти прежнего человека и рождения нового.

После тяжелых соматических заболеваний, после того как проходит острая фаза психоза или после тяжелых переживаний человек нередко испытывает ощущение, что заново родился. Старое в нем умерло для того чтобы могло родиться новое. В большем масштабе (социальном) это явление обнаруживается во время войн, революций и других социальных катаклизмов с массовым кровопролитием. В таких условиях людей утешает обычно надежда, что тяжелые кровавые муки и жертвы не окажутся напрасными, и после войны или иных форм истребления людей наступит новая, лучшая эра — эра справедливости и мира. Очень ярко проблема воскрешения и смерти обнаруживается в психопатологии шизофрении. Старые формы бытия оказываются разрушенными, поскольку в них больной себя чувствовал слишком тесно. Ему хотелось бы стать другим человеком: новым, свободным, ощущающим собственную избранность, лучшим, сильнейшим (ощущение божественной мощи) и т. д. Обычно это ему не удается, и вместо того, чтобы начать новую жизнь, он все глубже погружается в атмосферу смерти (бездеятельности, социальной деградации), в чем, к сожалению, ему нередко невольно помогают сами психиатры. Иногда больному удается создать новые формы социальной жизни (schizophrenia paradoxalis socialiter fausta). В последние годы обращалось внимание на возможность использования склонностей к перевоплощению (воскрешению) при лечении шизофрении. Такой подход указан, напрмер, в так называемой концепции социотерапии «villa 21» Дэвида Купера.

См. работы: 131, 139, 143, 166, 265, 494, 495.

Примечания

* инициация (от лат. initiatio) — совершение таинств в первобытном обществе, связанное с переходом от юности к взрослой жизни. Пережитки инициаций — обрезание в иудаизме и исламе, у христиан — крещение.

Некоторые симптомы понижения жизненной активности

Трудности принятия решения

Понижение жизненной активности проявляется в первую очередь как проблема принятия решения. Принятие решения в системах с саморегулированием требует наибольших энергетических затрат. Для печального человека все становится трудным, чрезмерным для его сил. Мелкие заботы превращаются в большие проблемы. Это нагромождение трудностей, характерное для каждого вида депрессии, возникает потому, что больной не в состоянии выбрать соответствующую форму взаимодействия с окружением и его ошеломляет сама необходимость выбора. Доходит до того, что даже автоматические функции организма требуют от него усилий для принятия решения. Больной сомневается, стоит ли подниматься с постели или остаться в ней, бриться или не бриться и т. д. Каждое действие становится проблемой. Поэтому по утрам больной в состоянии депрессии обычно чувствует себя хуже всего: ему тяжело начинать день, его угнетает множество забот, требующих решения.

<<   [1] ... [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] ...  [105]  >>