Счетчики







А. Кемпинский. "Меланхолия"

Сознание, таким образом, резервируется для работы с достаточно правдоподобными функциональными структурами, но относительно новыми, не совсем достоверными и нуждающимися в дополнительной проверке. Если поведение окружения не оправдывает наши ожидания, то это вызывает чувство замешательства и удивления. Окружение, которое не вписывается в «представления» нашего организма о правдоподобии, вызывает желание уничтожить его или найти от него спасение в бегстве. Существуют, правда, определенные границы, в пределах которых организм осуществляет поиск нового и неизведанного, поскольку только таким образом могут возникать новые формы взаимодействия организма с окружением. Определение положения этих границ базируется на некоторой априорной уверенности. Такая уверенность появляется благодаря существованию своеобразной «материнской» зоны в окружающей среде, границы которой в ходе филогенеза становятся все более очевидными. Таким образом, вероятное может быть испытано достоверным.

В жизни и развитии человека принципиальное значение имеет социальная среда. В отношениях с ней также обнаруживается действие механизма оценки правдоподобия. Такой механизм формируется в течение всей жизни индивидуума и несомненно, что в его формировании играют определенную роль генетические факторы. Но представляется, что более важными являются факторы внешней среды, если только можно одно отделить от другого.

Механизм оценки правдоподобия и его воздействия на человека основан, прежде всего, на эффекте общественного мнения («социального зеркала»), с которым человек непрерывно сверяется и в соответствии с которым координирует свою деятельность. Социальное окружение наказывает и награждает, выполняя роль «справедливого отца». Взаимодействие с социальной средой требует постоянного формирования все новых и новых, нередко довольно сложных функциональных структур. Следует хотя бы упомянуть о том, что наша речь является результатом данного взаимодействия. Эволюционное развитие человека в сконцентрированном виде проявляется в его отношениях с социальной средой. В них также можно обнаружить своеобразный механизм оценки правдоподобия. Однако поскольку связи этого типа являются довольно сложными, и каждый новый социальный контакт хотя бы несколько отличается от прежних, то для создания соответствующих функциональных структур необходимы значительные усилия организма и полная мобилизация нервной системы. Поэтому в расчетах правдоподобия не может быть той степени уверенности, какая присутствует в оценке рутинных автоматических контактов с окружающей средой, и они являются в большей степени осознанным процессом. Обычно человек отдает отчет в том, какую реакцию окружения может вызвать его поведение и соответствующим образом его моделирует. Однако случается, и не так уж редко, что его предвидение не оправдывается, и реакция окружения не совпадает с априорной оценкой правдоподобия.

Чувство обиды

Если человек ожидает от окружающих доброжелательности, а сталкивается с чем-то противоположным, то у него возникает чувство обиды. Общественное мнение в этом случае оказывается несправедливым судьей. Чувство вины, если вообще о нем можно говорить, кроется в неправильной оценке нас окружением или в собственных ошибочных оценках правдоподобия. Чаще всего и тот, и другой факторы оказывают свое влияние одновременно. Чувство обиды автоматически вызывает усиление и преобладание установки «от» в отношении к окружению и желание избавиться или сбежать от «несправедливого судьи».

Одновременно обнаруживается феномен регрессии, то есть поспешные попытки отыскать поддержку в более старших и надежных функциональных структурах. Обиженный человек нередко начинает искать у окружающих «отеческой справедливости», ведет себя как ребенок, обнаруживая чисто детские эмоциональные реакции. Вследствие этого механизм оценки правдоподобия относительно характера его социальных отношений также становится «детским» и, соответственно, более чувствительным к обидам, наносимым окружающими, поскольку социальная среда зачастую очень непохожа на «материнскую» с ее терпимостью и «отеческой» справедливостью. Таким образом, возникает замкнутый круг эмоциональных реакций. Чувство обиды вызывает регрессию, включая механизм оценки правдоподобия для социальных отношений, а «детские» оценки легко порождают чувство обиды, поскольку опираются на то, что было заложено «материнской средой».

Мир, наносящий обиды, является враждебным миром, с которым можно бороться в надежде, что справедливость восторжествует, опираясь при этом обычно на ложные оценки правдоподобия. Такая борьба изначально обречена на поражение, в конце концов приходит смирение и покорность, и пропадает вера как в самого себя, так и в окружающий мир. И окружающий мир становится серым и печальным, а к человеку приходит ощущение собственной никчемности. Чувство обиды обычно связано с конкретными людьми и ситуациями, но вследствие генерализации чувств распространяется на все окружение. Враждебность, испытываемая по отношению к одному человеку, таким образом, распространяется на весь мир. В чувстве обиды коренится элемент детского деспотизма, когда человек пытается навязать собственные представления о справедливости всему миру и испытывает фрустрацию, когда окружающий мир эти представления не воспринимает и поэтому воспринимается как злой и несправедливый.

Установка «над»

Одна из основных потребностей человека заключается в том, чтобы навязать собственные представления о порядке своему окружению: изменить мир «по образу и подобию своему». Так проявляется влияние упоминавшейся ранее установки «над», которую в отличие от установок «к» и «от», наблюдающихся также и в животном мире, можно считать особенностью человека. Благодаря силе влияния этой установки возникает культура, и благодаря ей человек выходит за пределы своей конкретной жизни. Его прошлое и будущее простираются далеко за границы его жизни (происхождение культуры и трансцендентность стремлений человека).

Попытка изменить мир не является легкой задачей. При реализации установки «над» человек встречается с сильным сопротивлением окружающей среды. Каждый человек по-своему пытается изменить окружение, и с этим связано начало многих конфликтов между людьми и сопутствующая им фрустрация. Ощущение собственного бессилия в попытках изменить облик мира приходит раньше, чем ему удается выполнить хотя бы малую часть своих планов. Бессилие поначалу вызывает повышенную агрессивность по отношению к окружению, которая рано или поздно оказывается исчерпанной, и ее место занимают безразличие и покорность, а окружающий мир уже не привлекает к себе, а отталкивает.

Обычные условия реализации установки «над» предполагают, что на одних полях «жизненных сражений» человек одерживает победы, а на других — сам оказывается побежденным. Он преобразует окружающий мир и меняется вместе с ним. Но если установка «над» связана с избыточной эмоциональной нагрузкой, что зачастую происходит при неудовлетворенности установки типа «к», то легко осуществляется генерализация чувств. Чувство поражения и ощущение собственного бессилия выходят за пределы поля «проигранного сражения» и распространяются на весь окружающий мир.

Невозможность реализации установок «к» и «над» вызывает у человека ощущение одиночества. Утратив возможность любить или созидать, он чувствует себя чужим в окружающем его мире, не видит перед собой никаких целей, и его жизнь становится пустой, лишенной любви и вместе с этим своих красок.

«Автопортрет»

Трудно отделить эмоциональные отношение к окружающему миру от отношения к самому себе. Вектор эмоционального состояния всегда является двунаправленным: одна из его стрелок направлена наружу, а вторая внутрь человека. Тем не менее, собираясь разобраться в генезисе депрессии, мы должны уметь отличать чувства, обращенные внутрь самого себя от обращенных во внешний мир. От характера этих чувств зависит колорит «автопортрета», а от этого — в свою очередь — характер эмоциональных отношений к окружающему миру. Данная зависимость является обоюдной, так как от настроения и чувств, испытываемых к окружению, зависит также и колорит «автопортрета».

<<   [1] ... [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] ...  [105]  >>