Поиск



Счетчики









А. Кемпинский. "Меланхолия"

В отличие от образа окружающего мира, который отличается относительной стабильностью и только при психозе явно подвержен изменчивости, образ самого себя все время меняется. Одновременно с изменением колорита происходит и изменение его форм. Из повседневного опыта известно, что человек иначе воспринимает себя, когда грустен, и иначе, когда весел. Под влиянием настроения и чувств изменяется также колорит окружающего мира, хотя его форма остается в целом неизменной.

Причина такого различия кроется, вероятно, в том, что воздействие окружающего мира при формировании его образа значительно сильнее, чем воздействие внутреннего мира при формировании образа самого себя. Образ окружающего мира отличается большей универсальностью и социальностью, а образу человека свойственны индивидуальность и специфичность. Окружающий мир мы должны видеть таким, каким его видят остальные люди. Окружающие будут воспринимать нас как «психов», если на каждом шагу и при каждом столкновении с ними мы будем демонстрировать свое специфическое восприятие мира. Мы настолько привыкли к такому образу действий, что не отдаем себе в этом отчет. Осуществляется это совершенно машинально. Мы не замечаем, например, что наше повседневное окружение (дом, улица, место работы и т. д.) воспринимается нами в определенной форме, и что наше видение в значительной мере является социальным. Мы воспринимаем наше окружение таким, каким научились его видеть, и только гениальность художника позволяет ему вырваться за пределы социально заданного восприятия.

Образ личности отличается большей изменчивостью и неопределенностью. Для него не существует объективных критериев оценки. Он является глубоко внутренним в отличие от образа внешнего мира и вследствие этого более индивидуален и не настолько универсален как образ окружающего мира. Большую роль в его формировании играет социальная среда: с одной стороны, мы видим себя глазами других, а с другой — своими собственными глазами. Нередко эти две формы восприятия вступают в противоречие друг с другом. Может быть, поэтому образ личности никогда не бывает «автоматическим». Почти постоянно он присутствует в нашем сознании, оставаясь в состоянии «in statu nascendi».* Человек никогда не знает, каким он является на самом деле, а его мнение о самом себе постоянно меняется: то он себя любит, то ненавидит.

Три фактора играют решающую роль при обеспечении правильного выполнения функций «автопортрета»: стабильность, колорит и степень соответствия действительности. Стабильность «автопортрета», его светлый колорит и соответствие действительности облегчают интимную и общественную жизнь человека. К сожалению, такой идеал оказывается редко достижимым. Формирование образа личности является очень сложным процессом и зависит от многих факторов, включая особенности конституции, среды воспитания, характера эмоциональных связей с окружающими, соотношения побед и поражений в жизни и т. д.

Нестабильность «автопортрета» является характерной для периода молодости. Вероятно это связано с гормональными изменениями и усилением полового влечения, а также с выходом за пределы семьи на широкие просторы жизни общества. Любое изменение в социальном окружении вызывает состояние неустойчивости «автопортрета»: человек с беспокойством ожидает, как он будет восприниматься в новых условиях. Неустойчивость «автопортрета» является причиной колебаний настроения, и наоборот — стабильность настроения вызывает изменения в восприятии самого себя.

Обычно с возрастом «автопортрет» становится стабильнее. Человек учится объективно воспринимать самого себя. Соответствие собственного образа действительности придает ему большую устойчивость. Есть, правда, люди, которые до глубокой старости сохраняют юношескую лабильность восприятия себя. Эти люди, как правило, более подвержены изменениям настроения, чем те, чей внутренний образ отличается стабильностью. Впрочем, не только настроение влияет на то, как мы себя воспринимаем. Наше восприятие себя оказывает влияние на наше настроение.

Образ самого себя, как правило, отличается двойственностью. Он как бы складывается из двух образов: настоящего (каким являюсь на самом деле) и идеального (каким хочется быть): «Я сам обвинитель и сам подсудимый». (Хильдеберт из Ле Манса, XI в.). Чем сильнее раздвоенность, тем сильнее недовольство самим собой и тем мрачнее колорит «автопортрета». Одним из важнейших факторов в психотерапии является возможность научить больного объективному восприятию самого себя. Это уменьшает диссонанс между идеальным «автопортретом» (каким хочется быть) и фактическим (какой я есть на самом деле). Такой диссонанс является необходимым для развития человека, поскольку недовольство самим собой помогает человеку измениться и стать лучше. На этом, собственно говоря, основывается его эволюция.

Идеальный «автопортрет» является проекцией в будущее, это образ самого себя в будущем. Реальный «автопортрет» возникает вследствие взаимодействия с окружением и прежде всего благодаря общественному мнению («таким меня видят другие» и «таким я вижу себя сам»). При этом во втором случае мы также сталкиваемся с результатом влияния общественного мнения, но уже укоренившимся в нашем сознании. Таким образом, данный образ относится к прошлому и фиксирует наше предыдущее состояние. Двойственность «автопортрета» является приметой существования границы между прошлым и будущим, а значит — выполняет роль важнейшего элемента в установлении временных аспектов нашей жизни и ее эволюционного характера.

Патология начинается там, где порог между прошлым и будущим оказывается настолько высоким, что человек не в состоянии его переступить. Тогда идеальный образ становится несбыточной, пустой мечтой, которую невозможно осуществить никаким способом. А фактический образ самого себя все более отдаляется от желанного и из-за этого становится все более темным и ненавистным. Развитие человека затормаживается, поскольку в его основе лежит сознание возможности хотя бы частично реализовать в жизни идеальный образ, а это оказывается невозможным. Темный колорит фактического «автопортрета» распространяется на весь мир переживаний, и весь мир погружается в сумерки. Если пропасть между реальным и идеальным «автопортретом» становится непреодолимой, то на идеальном образе ставится крест, а вместе с ним ставится крест и на будущем. Человек лишается последних шансов на осуществление своих идеалов и видит перед собой одни поражения.

Наблюдая стремление некоторых людей успокоить свое тщеславие, часто ненасытное, нельзя избавиться от впечатления, что в его основе лежит патологическое восприятие самого себя. Успех, к которому они так самоотверженно стремятся, должен изменить реальный образ самого себя и стать для них источником радости жизни.

Однако возникает вопрос: «Может ли изменение собственного „автопортрета" стать таким источником?». Успех, несомненно, оказывает положительное влияние на то, какими мы видим самих себя, и, таким образом, на настроение. Однако такое улучшение является кратковременным. Вскоре человек снова начинает испытывать недовольство собой то ли вследствие неудач, то ли вследствие появления новых, еще более высоких требований.

Поскольку человек осужден на противоречие между идеальным и фактическим образом самого себя, то «автопортрет» выполняет функции системы самоконтроля и поэтому постоянно изменяется и сигнализирует о наличии рассогласований между планом (будущим) и тем, что сделано (прошлое), между собственным «Я» и окружающим миром. Особенностью «автопортрета» как системы самоконтроля является то, что чувства, связанные с ним, должны иметь кратковременный характер, поскольку они выступают как награда или как поощрение за результаты общей деятельности организма.

Чувства являются тем, что соединяет человека, а возможно и животных, с окружением. Они не могут быть обращены внутрь, иначе работа системы самоконтроля будет нарушена, или она перейдет в другой режим. Вместо того чтобы передавать максимально объективную информацию об отношениях с окружением, об отношениях с прошлым и будущим, такая система начинает функционировать как замкнутая, изолирующая человека от внешней среды. У такого человека эмоциональные установки сориентированы на себя, а не вовне. Жизнь человека начинает вращаться вокруг собственной персоны, его развитие останавливается, он становится самовлюбленным и вследствие этого некритичным к самому себе. Или ненавидит себя, вплоть до самоуничтожения.

<<   [1] ... [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] ...  [105]  >>