Счетчики







А. Кемпинский. "Меланхолия"

Вследствие ориентации чувств на себя исчезает возможность объективной оценки личности, и «автопортрет» перестает выполнять свои функции системы самоконтроля.

Примечания

* «in statu nascendi» (лат.) — в состоянии зарождения; в момент образования.

Нарциссизм

Согласно Фрейду человек в раннем детстве должен пройти через нарциссическую фазу развития либидо. Установка типа «к» у ребенка направлена на себя и только позже его чувства обращаются в сторону окружающего мира. Очевидно, что рядом со всеми предположениями, относящимися к переживаниям в таком раннем периоде развития человека, можно поставить знак вопроса. Они опираются исключительно на результаты наблюдений за поведением ребенка так же как и гипотезы, касающиеся психической жизни животных. Кроме того, первые годы жизни ребенка, как правило, покрыты беспамятством, поэтому невозможно переживания этого периода времени рассматривать в ретроспективе. Вероятно, что они и в качественном, и в количественном отношении отличаются от переживаний взрослого человека, поэтому нужно обладать большой фантазией, для того, чтобы правильно их понять.

Концепция нарциссизма применительно к раннему детскому возрасту требует критического подхода. В раннем периоде развития, как утверждают психоаналитики, не существует границы между «Я» и окружающим миром. Информационный метаболизм, а особенно способности к активной деятельности и восприятию ее результатов, еще не настолько развиты, чтобы такая граница возникла. Поэтому в данном возрастном периоде нельзя говорить о направленности либидо (установки «к») на себя или вовне, поскольку они составляют единое целое. Ребенок является для себя космосом. Тем не менее наблюдателем его эмоциональные реакции, может быть примитивные и хаотичные, воспринимаются как обращенные во внешний мир. Резкие движения, крик, смех — становятся как будто вызовом, брошенным окружению, хотя вероятно в таком возрасте сам ребенок не отдает отчет в существовании этого мира.

Кроме того, чувства, обращенные на себя, всегда связаны с образом личности, а он формируется на более поздних этапах развития. Наиболее бурное развитие организма происходит в период созревания, именно тогда с наибольшей силой обнаруживается изменение направленности чувств в сторону самого себя. В раннем детстве информационный метаболизм слишком слабо развит, чтобы можно было говорить о формировании такой сложной системы самоконтроля, какой является «автопортрет».

Чувства, обращенные на себя, выполняют роль системы поощрений и наказаний. Наградой становится любовь к самому себе, а наказанием — ненависть. Потемнение красок «автопортрета» под влиянием негативных эмоций, испытываемых к самому себе, является сигналом, что в наших отношениях с окружением произошла какая-то ошибка, требующая коррекции. Чувства, как уже упоминалось, являются двунаправленными (вектор эмоционального состояния обращен как вовне, так и на себя) благодаря тому, что в сфере чувств границы между внутренним и внешним миром никогда в явном виде не существует. Эмоциональный колорит одинаков по обе стороны границы, разделяющей внутренний и внешний миры. Однако если взглянуть на внешний мир как на отражение «автопортрета», выполняющего сложные функции системы самоуправления, то можно проблему двунаправленное™ эмоций трактовать следующим образом: положительные эмоции в отношении самого себя являются своеобразным поощрением за положительные установки по отношению к окружению, а отрицательные эмоции — наказанием за неспособность установить с ним положительные отношения. Для того чтобы любить себя, человек должен уметь любить окружающих.

Нарциссизм, под которым понимается сосредоточенность чувств на самом себе, означает прежде всего, что данный человек не может направить их вовне. Он ищет любви окружающих, но сам не в состоянии ответить им взаимной любовью. Маленький ребенок в силу биологической потребности в материнской среде больше берет тепла от окружения, чем дает. В этом смысле ребенок является подлинным «нарциссом». Однако даже на ранних стадиях развития у ребенка наблюдается появление потребности отдавать свои эмоции. Иногда эти чувства сосредоточиваются на домашних животных, куклах и т. д., поскольку легче подарить любовь тому, кто слабее и требует опеки, чем тому, кто сильнее нас.

Закрепление нарциссической установки в межличностных отношениях (преобладание «брать» над «отдавать») делает человека несчастным главным образом по той причине, что он оказывается неспособным любить, он не в состоянии раскрыться в полной мере окружающему миру. Его чувства сосредоточиваются исключительно на собственной персоне. А если положительные эмоции, обращенные вовне, являются слабыми, то и в отношении к самому себе начинают преобладать отрицательные эмоции. Человек-нарцисс не любит себя. Он ненавидит себя или испытывает в отношении к самому себе амбивалентные чувства. Вследствие того, что чувства такого человека сосредоточены на собственной персоне, «автопортрет» не может нормально развиваться и функционировать. Он осциллирует вместе с чувствами, в нем нет достаточной объективности, поскольку каждая отрицательная оценка воспринимается излишне болезненно. В случае, когда положительные чувства обращены вовне, собственная персона и восприятие самого себя становятся менее значимыми и благодаря этому не настолько ранимыми. Под влиянием испытываемых чувств происходит изменение пропорций предмета, с которым они связаны. Предмет любви или ненависти, как правило, вырастает в размерах.

Жизненная активность, субъективным выражением которой является настроение, связана с развитием. Чем интенсивнее развитие, тем выше жизненная активность. Она намного выше у ребенка, чем у пожилого человека. Поэтому ритм жизненной активности можно определить как ритм смены времен года, в своей основе это ритм развития, которое осуществляется в двух формах: морфологической и функциональной.

Наиболее высокие темпы развития морфологических форм у человека и животных наблюдаются на ранних стадиях развития. Оплодотворение вызывает настоящий взрыв жизненной активности, которая затем постепенно слабеет. Наиболее высокий уровень жизненной активности наблюдается на этапе эмбрионального развития, он ослабевает в стадии внутриутробного развития, а на следующем этапе наблюдается уже ее резкий спад. Мы не знаем, существует ли субъективное отражение динамики развития морфологических форм и существует ли оно вообще. В то :же время развитие функциональных форм может быть непосредственно связано с субъективными аспектами жизненной активности, то есть с настроением. У радостного человека обнаруживается намного большее богатство форм взаимодействия с окружением и способности к созданию новых форм, чем у грустного человека. В состоянии депрессии темпы активности и мыслительных процессов замедляются, а мысли кружат вокруг одной и той же неприятной темы.

График развития функциональных форм заметно отличается от графика развития морфологических форм. Максимум последнего приходится, как уже говорилось, непосредственно на момент оплодотворения. После этого момента, напоминающего взрыв, функциональная кривая постепенно опускается. В то же время график развития функциональных форм начинает заметно расти только после того как в достаточной степени сформировались морфологические формы. Очевидно, что функциональные формы возникают значительно раньше, поскольку невозможно отделить функции от морфологии. Однако на ранних этапах развития они относятся прежде всего (если не исключительно) к энергетическому метаболизму. А их бурное развитие непосредственно связано с формированием информационного метаболизма.

Принципиальное различие между человеком и животными, включая высших млекопитающих, относится именно к информационному метаболизму, а не к энергетическому метаболизму. Именно здесь главным образом происходит эволюция человека. В течение всей жизни человека, а не только во время его молодости, возникают новые функциональные структуры информационного метаболизма. Благодаря этому человек постоянно развивается. Темпы образования таких структур, конечно, выше в молодости, чем в старости. Тем не менее их образование происходит до самой смерти человека. Его индивидуальную эволюцию нельзя задержать. Энергетический метаболизм в большей степени подвержен процессам старения, чем информационный.

<<   [1] ... [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] ...  [105]  >>