Поиск



Счетчики









А. Кемпинский. "Меланхолия"

См. работы: 81, 279, 316-318, 387, 393, 500, 504, 531, 535, 557, 606, 631, 644, 646, 672, 698, 714, 722, 732, 735.

Рекомендации по диагностике и лечению

Как уже говорилось, диагностика юношеских психозов отличается большой сложностью. Часть из них проходит бесследно по мере достижения большей возрастной устойчивости личности, а часть переходит в открытые формы шизофрении или циклофрении. В отличие от взрослых людей молодежь обычно неохотно обращается за помощью при возникновении психологических трудностей. Часто юношеская депрессия воспринимается молодыми людьми и их окружением не как болезнь, а как «причуды» или недостатки характера. Уже само понимание больным того, что он болен и это состояние временное, оказывает на него успокаивающее влияние. Впрочем, в каждом случае депрессии существует тенденция ее перехода в устойчивую форму. Больной перестает верить в будущее и в то, что оно может принести изменения в его жизнь. Поэтому при депрессии всегда следует подчеркивать больному, что это болезненное состояние, и оно имеет преходящий характер.

Что касается юношеских депрессий, то в них всегда можно отыскать психастенические компоненты, то есть отсутствие уверенности в себе, заниженную самооценку и т. д. Связано это с типичным для данного возраста отсутствием чувства меры и неспособностью к объективной самооценке. Поэтому в психиатрической практике, сталкиваясь с молодыми людьми, следует избавиться от обычной для старших манеры «вменять им в вину» что-либо и стараться отыскать в больном как можно больше положительного. Молодой пациент обычно чувствует, что врач верит в него, а именно этой веры со стороны окружающих, особенно тех, кто играет значительную роль в его жизни, ему чаще всего не хватает. В отношениях с юным пациентом нельзя забывать, что молодость является наиболее бурным периодом жизни человека: бунты, непокорность, крайняя изменчивость настроения и эмоционального состояния — обычные для этого возраста явления, которые не должны застать врача врасплох. И он должен всегда проявлять терпимость к больному.

Больные в период полового созревания и в юношеском возрасте должны научиться планировать свое будущее. В случае юношеской депрессии это является принципиальным вопросом под углом двух точек зрения. Во время любой депрессии исчезает способность планировать свое будущее: будущее превращается в пресловутую «непроницаемую черную стену». И когда будущее начинает проясняться, то это обычно первый сигнал того, что депрессия проходит. В молодости будущее имеет характер огромного пространства, погруженного в сумерки и колорит его то светлый, то темный. При юношеских депрессиях колорит становится темным. Нередко открытие для молодого пациента перспектив будущего, то есть самого факта его существования и возможных целей, изменяет темный колорит на светлый.

Наконец, важнейшим обстоятельством является характер эмоциональных отношений между врачом и молодым пациентом. Прежде всего молодые люди не выносят фальши. Они ищут правды и крайне чувствительны к диссонансу между истинным обликом человека и тем, как он пытается себя представить. Они являются суровыми судьями, и если обнаруживают внутреннюю фальшь данного человека, то безоговорочно его осуждают. Поэтому для того, чтобы добиться доверия молодого человека, необходимо быть правдивым. Требуется искренне любить молодых людей, а не проявлять к ним «симпатии». Не следует раздавать им «указания», ибо они их и так уже достаточно получили, но надо быть самому для них, хотя бы отчасти, примером. Личный пример в общении с юным пациентом является важным делом, поскольку в данном возрасте он все еще находится в поиске идеала и самоидентификации, и их обнаружение значительно облегчает планирование будущего и может помочь ему выбраться из депрессии. Глубина эмоциональных отношений с пациентом определяется тем, насколько врач посвящен в его проблемы, насколько искренне хочет ему помочь и старается разобраться в том, что приносит ему страдания и мешает жить. Психиатр часто видит ошибки, совершенные родителями по отношению к своему пациенту, и невольно может возбудить к ним его нерасположение. Эмоциональные установки врача в отношениях с родителями становятся такими же, как у больного. Поэтому следует больше времени уделять родителям, вести с ними искренние разговоры, не осуждая их, а воспринимая как своих пациентов. Тогда можно очень многое понять в природе их ошибок. Такое понимание родителей врачом передается во время бесед пациенту-подростку: он учится смотреть на многие вещи со стороны, становится более терпимым по отношению к своим родителям, начинает лучше понимать их конфликты и трудности. Таким образом, уменьшается избыточность отрицательных эмоций, которые нередко являются одной из основных причин юношеской депрессии. Важную роль в лечении юношеских депрессий играет возможность установления отношений с другими молодыми пациентами. Нередко одной из причин депрессии является неумение налаживать контакты с ровесниками, вызванное как заниженной самооценкой, так и невозможностью «разрыва пуповины», привязывающей к семье. Соответствующая атмосфера в отделении для молодых пациентов облегчает выздоравливающим попытки установления контактов с ровесниками.

См. работы: 41, 42, 127, 133, 136, 273, 402, 403, 404

ДЕПРЕССИИ ПОСЛЕРОДОВОГО ПЕРИОДА

Материнство является в жизни женщины серьезным психическим и биологическим кризисом. Не следует удивляться, что в этот период достаточно часто случаются психические нарушения. Как и для случая так называемых инволюционных психозов, до сих пор остается неразрешенным и вероятно никогда не будет разрешен многолетний и довольно острый спор психиатров о том, насколько специфичны или неспецифичны эти нарушения, и можно ли их отнести к отдельному заболеванию. Учитывая комплексный характер этиологии большинства психических нарушений, трудно установить их специфичность, то есть выделить для них конкретную и наиболее существенную причину. Психические нарушения, связанные с материнством, могут проявляться как в период беременности, так и при родах или в послеродовой период. Чаще всего они наблюдаются в послеродовом периоде, с чем связано наименование этой формы заболевания (depressio puerperalis).

Во время беременности чаще встречаются невротические реакции, обусловленные психологическими причинами, такими как нежелательная беременность, нежелание или неготовность стать матерью, нетерпимость по отношению к отцу ребенка, враждебное отношение к собственной матери, материальные проблемы и т. д. Их дополняют причины биологического порядка: осложненное протекание беременности, соматические заболевания, постоянная рвота и т. д. Обычно эти причины сопутствуют друг другу. Во время родов чаще всего приходится иметь дело с острыми психозами типа психоза замученности (sindroma amentivum), как правило, вызванным общим отравлением или заражением организма. Для послеродового периода характерны аментивные психозы (обычно симптоматические), а также шизофреноподобные и циклофреноподобные. В этой последней группе значительно преобладают депрессии. Однако кроме классических картин психозов можно встретиться с психическими нарушениями на уровне неврозов или на границе неврозов и психозов. И при таких нарушениях чаще всего преобладают депрессивные состояния.

Формы послеродовой депрессии

Неврастеническая форма. В достаточно приближенной классификации депрессивных комплексов на первый план могут выступать симптомы неврастенического типа — в форме замученности, раздражительности, ухудшения умственных и физических способностей. Обычно они сопровождаются заметными нарушениями вегетативно-эндокринной природы. Часто наблюдается избыточное похудение или избыточный вес. Некоторые авторы склонны объяснять подобные случаи нарушениями деятельности нижнего мозгового придатка — гипоталамуса.

Форма безразличия и апатии. Несколько иную форму представляют те послеродовые депрессии, в которых на первый план выступает апатия, отсутствие энергии, неспособность принятия решения. Женщинам, подверженным такой форме депрессии, все кажется трудным, они не могут справиться с обычными домашними обязанностями. Охотнее всего они проводят время ничего не делая, их не оставляет ощущение пустоты жизни, иногда к ним с досадой приходит равнодушие в отношениях с самыми близкими людьми — мужем и ребенком. Несмотря на то, что недавно так радовались появлению ребенка, теперь они не испытывают к нему никаких чувств и охотно отдают его под опеку своей матери. Эмоциональная пустота заполняется, как это часто бывает, жалобами ипохондрического характера. Обычно в подобных случаях бывает трудно установить, имеешь ли дело с начальной стадией шизофрении или с мягкой формой эндогенной депрессии, или же с невротической реакцией на рождение и материнство.

<<   [1] ... [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] ...  [105]  >>