Счетчики







А. Кемпинский. "Меланхолия"

Функциональные структуры информационного метаболизма связаны прежде всего с процессами взаимодействия организма и окружающей среды: это вытекает непосредственно из сущности метаболизма, под которым понимается совокупность процессов обмена информацией между организмом и средой. Изоляция от внешнего мира, замыкание в самом себе приводит в конечном итоге к ослаблению и даже полному прекращению обмена информацией со средой. Крайним выражением подобной ситуации является хроническая шизофрения. Замыкание эмоциональных отношений на самом себе угрожает сущности процессов информационного метаболизма. Чувства должны быть направлены прежде всего вовне, поскольку только в этом случае возникает взаимодействие с окружением, формируются новые формы этого взаимодействия, и следовательно, создаются предпосылки эволюции индивидуума.

Таким образом, эмоциональные установки человека-нарцисса не способны принести ему радость, а скорее приносят печаль и удрученность, поскольку вступают в противоречие с основным законом жизни, требующим постоянного обмена информацией с окружением. А необходимым условием для этого является наличие установки типа «к» в отношениях с ним. Для того чтобы жить, необходимо любить жизнь. Отношения человека с окружающей средой являются настолько сложными, что нередко наблюдается разрыв эмоциональных связей с окружением, и вместо того чтобы притягивать к себе, оно начинает от себя отталкивать. Тотчас с повышенной интенсивностью начинает работать система самоконтроля. «Автопортрет» выдвигается на первый план и заслоняет окружающий мир. Чувства человека оказываются сосредоточены на «автопортрете», поскольку данная ситуация предполагает многократное итерационное изменение эмоциональных установок и создание новых форм взаимодействия с окружением, а это требует вначале сосредоточенности на самом себе.

Обращение чувств на собственную персону может быть вызвано различными обстоятельствами. Иногда такое состояние просто необходимо, если человек нуждается в коррекции и самоконтроле. Патология начинается там, где такое состояние стабилизируется. В этом случае происходит накопление эгоистических эмоций, чувства сосредоточиваются на самом себе, а не на событиях внешней среды. Интроспективная установка приобретает нарциссическую форму. От этого всегда страдает в первую очередь объективность интроспекции, а «автопортрет» перестает выполнять свою основную роль системы самоконтроля.

Чувство вины

Как уже говорилось, в основе работы механизма самоконтроля у человека лежит система наград и наказаний. Наградами являются положительные чувства по отношению к самому себе, а наказаниями — отрицательные. Положительные чувства связаны прежде всего с удовлетворенностью собой. Благодаря этому палитра «автопортрета» светлеет. Человек довольный собой и себя видит в светлых красках. Негативные чувства в отношении к самому себе вызывают потемнение палитры «автопортрета». Из таких ощущений чаще всего рождается чувство вины.

Чувство вины можно трактовать как наказание за нарушение системы моральных ценностей. Таким образом, оно связано с наиболее сложными формами взаимодействия человека и общества, поскольку нормы морали служат для установления справедливых и гармоничных отношений человека с окружающими. При разнообразии человеческих интересов и эмоциональных отношений создать такой порядок очень трудно: всегда существует опасность с самыми лучшими намерениями кого-либо обидеть или оскорбить чьи-либо чувства. Быть может потому, что отдельному человеку трудно создать свой моральный кодекс, во многих социальных группах появляются разнообразные жесткие моральные системы часто формальные и несоответствующие индивидуальным моральным ценностям. Тем не менее если в них находит отражение общепринятая мораль, то они приносят ощущение безопасности. Во многих культурных сообществах существуют различные способы избавления от чувства вины. Эти способы имеют большое психотерапевтическое значение, поскольку сознание собственной вины в большинстве случаев приводит к потемнению «автопортрета» и соответственно — к значительному ухудшению настроения. Очищение (katharsis) возвращает радость жизни и позволяет вернуться к ней. С этой точки зрения совершение грехов и очищение являются нормальным жизненным процессом.

Чувство вины является самой тонкой и одновременно самой сильной связью человека с человеческим сообществом. Оно появляется при нарушении той части «автопортрета», которая возникла в процессе интернализации* общественного мнения. Уже на ранних этапах своего развития ребенок усваивает, что определенные способы поведения располагают к себе людей, а другие вызывают отторжение общества (прежде всего матери). В этом периоде жизни изгнание из своей социальной группы равнозначно смерти. Социальная смерть оказывается равносильной биологической смерти. Таким образом, рождается социальный страх, вероятно влияющий на интернализацию общественного мнения. Система поощрений и наказаний, принятая в данной социальной среде, переносится во внутренний мир человека. Он сам себя карает и награждает. Он всегда является судьей для самого себя, а нередко и палачом. Таким образом, происходит развитие важнейшей части «автопортрета», поскольку она относится к наиболее тонким отношениям с окружающим миром — отношениям, регулируемым моралью.

Эта высшая система самоконтроля человека состоит как бы из двух частей — старой и новой. Старая формируется уже в детстве и как все старые функциональные структуры, вследствие постоянного употребления, подвергшиеся автоматизации, работает вне пределов нашего сознания, то есть относится к неосознаваемым угрызениям совести — суперэго — согласно фрейдовской терминологии. Мы не отдаем себе отчета в этом состоянии. Оно обнаруживается в тревожных снах, в наших переживаниях, в действиях, часто противореча угрызениям совести в сознании, и в явном виде проявляется при неврозах и, особенно, при психозах. Новая часть системы самоконтроля охватывает прежде всего те функциональные структуры, которые постоянно возникают во время взаимодействия с окружающей социальной средой. Любая ситуация требует моральной оценки и они никогда не повторяются, потому что ни внешние, ни внутренние ситуации не повторяются в одном и том же виде. Интегрирующие усилия, связанные с таким решением, требуют полной мобилизации человеческого сознания. В этой осознаваемой части системы самоконтроля процесс интернализации является непрерывным и бесконечным. Собственную моральную оценку всегда дополняет оценка окружающих («Что обо мне могут подумать люди?»).

Совесть как осознанная, так и неосознанная (суперэго), как высшая система самоконтроля, сдерживает спонтанность человеческой деятельности и вследствие этого понижает ее активность. Если жизненная активность достигает своего зенита, например, во время маниакальных приступов, то деятельность системы самоконтроля тотчас же прекращается или значительно ослабевает. Человек чувствует себя свободным и счастливым. Только когда проходит маниакальное возбуждение появляется чувство вины. Не единожды человеку приходится стыдиться своего поведения в период болезни.

Чувство вины становится причиной депрессивного кризиса, довольно часто наступающего после маниакальных приступов. Тем не менее главной причиной его возникновения является, вероятно, осцилляция жизненной активности и настроения: вслед за восхождением необходимо спуститься вниз. Положительные эмоции также ослабляют, а иногда на некоторое время вызывают прекращение деятельности системы самоконтроля. Любовь дарит человеку ощущение свободы, у него исчезает скованность, в движениях влюбленного проявляются большая спонтанность, живость и естественность.

Сильные отрицательные чувства (ненависти и страха) тоже могут на короткое время вызвать нарушение деятельности системы самоконтроля. Под их влиянием человек не знает, что делает, ведет себя как автомат. Только после того как утихнет вспышка чувств приходит рефлексия, а вместе с ней часто возникает ощущение вины. «Проанатомически» настроенные психиатры давно полагают, что кора человеческого мозга, как наиболее молодое в филогенетическом отношении образование, играет решающую роль в осуществлении функций самоконтроля. Некритичное отношение к происходящему и радостное, беззаботное настроение (moria) наблюдаются при органических комплексах, для которых характерным является поражение именно коры головного мозга. Терапевтический эффект лоботомии связан прежде всего с ослаблением функции системы самоконтроля. Однако значительно чаще при психоорганических комплексах приходится сталкиваться с пониженным настроением. Вероятно, что это связано с влиянием других причин, а не с повреждением коры головного мозга. Кроме того, лоботомия не всегда улучшает настроение, ослабляет самоконтроль и избавляет от чувства вины. Таким образом, преждевременно делать из этого какие-либо определенные выводы.

<<   [1] ... [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] ...  [105]  >>