Счетчики







А. Кемпинский. "Меланхолия"

Отличительной чертой любой системы самоуправления является наличие самоконтроля (обратной связи). В процессах жизнедеятельности человека участвует большое количество систем самоконтроля. Их отличает различный уровень интеграции. Действие большинства из них осуществляется на физиологическом и биохимическом уровнях, и это происходит за пределами нашего сознания. Осознанной является деятельность систем с наиболее высоким уровнем интеграции. Благодаря этому осуществляется осознанный контроль нашего поведения и, как уже упоминалось, тех форм поведения (среди множества остальных), которые подчиняются законам морали, являются наиболее сложными и требуют интенсивной работы сознания.

Уже на ранних стадиях развития ребенок попадает в сферу отношений, подчиняющихся общественной морали, то есть попадает в сферу действия определенной системы поощрений и наказаний. Согласно концепции Фрейда период интенсивного формирования суперэго охватывает анальную фазу развития либидо, то есть, примерно, третий-шестой годы жизни. Это период беспамятства, поэтому трудно понять переживания, связанные с интернализацией общественного мнения и формированием системы самоконтроля (суперэго). Можно предположить, что в этот период развития страх, связанный с нарушением социальных отношений (социальный страх), является даже более сильным, чем в последующие годы жизни, когда человек ощущает большую самостоятельность и в меньшей степени зависит от своей социальной среды. Нарушение отношений с материнской средой в детстве равносильно непосредственной угрозе жизни.

Кроме того, в данном случае влияние оказывает известная диспропорция между миром взрослых и миром детства, которая с возрастом постепенно уменьшается, но в детстве ложится непреодолимой пропастью между ними. Мир взрослых является для ребенка таинственным и непонятным. Даже то, что ребенок смотрит на взрослых снизу вверх (под особым углом зрения), приводит к тому, что они воспринимаются большими, чем они есть на самом деле. Воздействие на ребенка требований и запрещений со стороны взрослых в этом возрасте связано с большой эмоциональной нагрузкой. А избыточное эмоциональное напряжение вызывает понижение оперативности системы самоконтроля и ослабление функций организма вместо осуществления эффективного контроля над ними. Искажение объективного восприятия самого себя приводит к избыточной концентрации внимания на собственной персоне. В мире ребенка все имеет увеличенные пропорции, и информация, приходящая из мира взрослых (особенно их требования и запреты), нередко приобретает чудовищное значение.

Из требований и запретов, усваиваемых ребенком, формируется его суперэго или подсознательная компонента высшей системы самоконтроля человека. Вероятно, что от этого в значительной мере зависит основной колорит «автопортрета», а вслед ему — базовый уровень жизненной активности и настроения. Люди, живущие чувством долга, лишенные радости жизни, погруженные в самосозерцание, часто обнаруживают патологическую структуру суперэго подсознания. Она подавляет их жизненную активность и спонтанность установления отношений с окружающим миром. Такие люди не отдают себе ясного отчета в том, что им мешает, отделяет их от окружающего мира и не позволяет в полной мере наслаждаться жизнью.

С большей очевидностью действие суперэго проявляется в сновидениях. Чудовищные сцены убийств, казней, лагерей, тюремного заключения и т. д., которые нельзя назвать отражением каких-либо личных воспоминаний, поскольку они не имеют ничего общего с реальным жизненным опытом данного человека, являются по своей сути образами, созданными при участии собственного «автопортрета», находящегося в подсознании. Если осознаваемая часть «автопортрета» конструирует свои образы на основе реальной жизни, то подсознание создает их главным образом из материала, накопленного в нашем подсознании. Диспропорции восприятия окружающего мира и, особенно, социальной среды, характерные для детского возраста, становятся причиной возникновения нередко просто ошеломляющих образов.

Воздействие осознаваемой части «автопортрета» на его колорит и жизненную активность оказывается значительно слабее, чем влияние части, находящейся в подсознании. Неудачи, поражения, травмы, чувство вины, очевидно, затемняют собственный «автопортрет». Однако этот образ возникает в области ясного сознания, является образом дня, а не ночи, к которой относится часть «автопортрета» в подсознании. Поэтому, хотя его пропорции также оказываются часто искаженно увеличенными, они не могут принимать такие чудовищные формы, какие возникают во мраке ночи. От них можно найти спасение (что зачастую человек делает совершенно бессознательно) с помощью разных способов, защищающих собственный «автопортрет» от потемнения и опасности разделения на части. Речь идет о так называемых защитных механизмах психики, особое внимание которым уделяют представители психоаналитической школы.

Часть «автопортрета», запечатленная в сознании, не является строго изолированной от части, находящейся в подсознании. Они взаимопроникают друг в друга, и это приводит к тому, что травмы, полученные в области ясного сознания, отражаются в темной области подсознания. И нередко незначительная травма вызывает к жизни чудовищные образы собственного «автопортрета», как это бывает, например, в бреду. День и ночь человека неразрывно связаны друг с другом в сознании, и множество дневных событий инициирует активность воспоминаний, принадлежащих ночному миру. Наше знакомство с тем, что скрывается в подсознании, очень поверхностно. Тематическая содержательность ночного мира, фрагментарно воспринимаемая нашим сознанием в фантазиях сновидений в художественном творчестве или во время психических озарений, свидетельствует о его необычайном богатстве.

Особенно интригующим является вопрос о том, насколько содержание бессознательного мира зависит от осознаваемых воспоминаний. Характерные биоэлектрические ритмы человеческого мозга и подвижность глазного яблока (так называемая фаза быстрого сна) наблюдаются также у новорожденных детенышей животных. Это, казалось бы, свидетельствует о том, что сновидения проявляются у них уже в таком раннем периоде жизни и, более того, составляют основную часть их переживаний, потому что только с возрастом продолжительность фаз бодрствования начинает преобладать над продолжительностью фаз сна, а фаза быстрого сна становится суммарно менее продолжительной, чем непосредственно после рождения. Установление контактов с окружением и формирование информационного метаболизма изменяет содержание и объем переживаний, связанных исключительно с внутренней жизнью организма.

Следует также признать, что живой организм еще до того, как он вступает в отношения информационного обмена с окружением, уже обладает миром внутренних переживаний. Таким образом, в памяти, казалось бы, должны сохраняться определенные фрагменты этого мира, скорее всего биологически обусловленные или возникшие в ходе человеческой эволюции. Судя по всему, именно на этом базируется концепция архетипов Юнга. Информационный метаболизм участвует как бы в образовании поверхностного слоя переживаний человека, а его ядро образуют переживания, непосредственно связанные с самим фактом его существования. Вопросом, имеющим скорее философский характер, является установление, в какой степени наше представление об окружающем мире обусловлено внешними раздражителями и в какой степени воздействием этих таинственных фрагментов, являющихся первичными и субъективными аспектами нашего бытия.

«Автопортрет» выполняет функции обратной связи, регулирующей наиболее сложные отношения с окружением, а значит — прежде всего — отношения с социальной средой, имеющие моральный характер. Изменение наклона плоскости контактов с социальной средой, а также влияние взаимосвязанных друг с другом биологического и социального страха могут стать причиной непропорционального усиления влияния ключевых образов среды, окружающей ребенка, прежде всего образов родителей. В таком виде они усваиваются ребенком и становятся составной частью его «автопортрета».

<<   [1] ... [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] ...  [105]  >>