Поиск



Счетчики









А. Кемпинский. "Меланхолия"

Аналоговый язык (то есть язык переменных электрических потенциалов) филогенетически соответствует старшим, то есть непосредственным контактам с окружающей средой. В то же время дискретный язык («да» или «нет», пиковых потенциалов или импульсов) соответствует большей удаленности от окружения. Это язык математики и абстракций. Пластичность нервной системы так же является в филогенетическом плане более древним свойством, поскольку каждая живая клетка (не только нервная) обладает способностью реагировать на раздражение и запоминать его. В то же время пластичность, то есть способность кратковременного реагирования и быстрого переноса реакции — способность, делающая возможным формирование разнородных сложно организованных в пространстве и во времени комбинаций сигналов, является филогенетически более молодой. Благодаря своей пластичности нервная система становится независимой от непосредственного воздействия раздражителей. Организм приобретает преимущество над окружающей средой как возможность свободного пространственно-временного обращения с сигналами, поступающими извне.

Конкретность первой и абстрактность второй фазы

В субъективном образе информационного метаболизма его первая эмоционально-чувственная фаза представляется филогенетически более старшей. Она является непосредственной реакцией на воздействие как внешней, так и внутренней среды, в то время как вторая фаза, характеризующаяся практически неограниченными возможностями создания различных функциональных структур, именно благодаря этим возможностям увеличивает дистанцию между окружением и организмом. Благодаря этому человек может как бы «лучше примериться» к тому, что вокруг него происходит и если одна модель не подходит, то он может обратиться к другой модели действительности.

В первой фазе человек находится в более тесном контакте со своим внутренним миром и с окружающей средой, не может от них освободиться, а выбор моделей действительности оказывается ограниченным из-за относительной бедности филогенетически более старших морфологических структур нервной системы. Вероятно поэтому возникает ощущение невозможности управления собственным настроением и чувствами, которые становятся для нас «данными», «ниспосланными» и т. д. В то же время они являются более индивидуальными, чем модели, формирующиеся во второй фазе информационного метаболизма, потому что в первой фазе человек оказывается как бы ближе к своей внешней и внутренней среде. Такую близость он ощущает как родственность, в то время как удаление, характерное для второй фазы создает ощущение известной чужеродности.

Одним из способов снятия эмоциональной напряженности является попытка его рационального объяснения. Тотчас дистанция, характерная для процессов второй фазы информационного метаболизма, передается первой. Как писал Спиноза «чувства в форме аффектов перестают быть аффектами, если мы в состоянии найти для них ясные и выразительные образы» (по Альтшулю).

В первой фазе информационного метаболизма человек находится «внутри» мира, а во второй — «снаружи». Это явление отразилось в некоторой степени в теологических взглядах. Изначально существует две концепции существования Бога: в мире и вне мира. В первом случае весь мир освящен именем Бога, а отношения человека к Богу и к остальному миру находятся в плоскости отношений между субъектами («субъект—субъект»), поскольку божественное начало находится как в человеке, так и в окружающем его мире. Человек не стремится изменить мир, поскольку он сам принадлежит ему и эволюция мира осуществляется вместе с ним и внутри него. Во втором случае, когда место обитания Бога помещается вне существующего мира, плоскость, в которой осуществляются контакты человека с Богом и окружающим миром, сужаются. Бог на небе, а остальной мир — внизу. Мир становится предметом, который необходимо создавать, изменять и улучшать, так же как Бог создавал и улучшал человека. Процесс эволюции является не внутренним, а внешним: субъект воздействует на объект («субъект—объект»).

Такая установка мобилизует человека к внешней активности, он постоянно стремится к преобразованию своего окружения, благодаря чему развитие цивилизации приобретает более динамичный характер, чем в случае установки «субъект—субъект», при которой человек не может изменить окружающий мир, поскольку он сам является частью этого мира и в нем обитает его божество. В этом — втором — случае эволюция осуществляется извне: через Бога в отношении к человеку и миру, и посредством человека в отношении к окружающему его миру. В первом случае эволюция происходит внутри: эволюция Бога происходит в его мире, и в своем мире осуществляется эволюция человека. Первое утверждение можно определить как биологическое: преобразуется сам субъект, а второе — как техническое: объект преобразуется субъектом.

Эти две установки переплетаются друг с другом в жизни каждого человека. Человек придерживается в отношении к себе самому и окружающему миру установки «субъект—объект», хочет себя и свое окружение изменить, преобразовать в соответствии с отработанной моделью. Однако одновременно он реализует себя и в отношениях установки «субъект-субъект» между самим собой и окружающим миром. Он ощущает, что в нем что-то происходит независимо от него самого, чем он не в состоянии управлять. Что в нем что-то изменится и преобразуется. Бывают мгновения, когда он чувствует свою общность с окружающим миром или его отдельными фрагментами. Ощущение единства бывает таким сильным, что он оказывается не в состоянии управлять им, он подчиняется его ритму бытия и образует с ним единое целое. Более того, человек стремится к такого рода соединению с окружающим миром, это является конечной целью реализации его установки «к». Такое единство может быть достигнуто и противоположным способом — уничтожением окружающего мира. Тогда появляется ощущение, что соединение с ним происходит во время акта его уничтожения, и что человек гибнет вместе с ним.

Отсутствие границ в первой фазе

В первой фазе информационного метаболизма осуществляется выбор основной установки отношения к окружению. Окружающий, а также свой собственный внутренний мир приобретают определенный колорит. Этот неосознанный выбор предопределяет выбор соответствующего рода моделей действительности, возникающих во второй фазе информационного метаболизма. На этом этапе не может появится модель, соответствующая другому колориту. С этим связано хорошо известное явление, когда в печали все воспринимается в темном свете, и когда как магнитом притягиваются всякие неприятности. В радости все происходит наоборот. То же самое можно отнести к любви и ненависти. В первой фазе не существует различий между субъектом и объектом. Эмоционально-чувственный колорит проецируется на обе сферы существования, границы между объектом и субъектом не существует, и оба мира освещены одним светом. На этом основано свойство двунаправленности эмоций.

Эмоционально-чувственный колорит не имеет пространственных границ. Не существует принципиального различия между «Я» и внешним миром. Печаль или радость одинаково властвуют одновременно и во внутреннем, и во внешнем мире. Любовь или ненависть одинаково испытываются как к себе, так и к окружающим предметам. Страх испытывается как перед внешним миром, так и перед своим внутренним.

То же самое относится и к временном границам. Настроения и чувства не ограничены во времени. Если кому-то грустно, то его печаль простирается не только в настоящем времени, но и в прошлом, и в настоящем. Если же радостно, то и прошлое рисуется в радостных красках, и будущее тешит своим светлым блеском. Таким образом, представляется, что и любовь, и страх, и ненависть длятся целую вечность, как будто до сознания не доходит факт, что не так давно испытывались совершенно противоположные чувства. А вскоре полярность эмоционального состояния может опять измениться. Колорит имеет знак бесконечности очевидно иллюзорный, поскольку именно он подвержен значительным осцилляциям.

В этом стирании границ эмоционально-чувственного колорита проявляется характерная черта первой фазы информационного метаболизма. Это именно фаза непосредственных контактов между внутренним и внешним миром. Такие контакты также могут иметь как отрицательный, так и положительный знак, то есть способствовать большей интеграции или дезинтеграции. Тем не менее такие контакты являются как бы первым сражением, в котором все — и собственное «Я», и окружающий мир — становятся одним целым.

<<   [1] ... [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] ...  [105]  >>