Поиск



Счетчики









А. Кемпинский. "Меланхолия"

Когда вследствие неблагоприятных условий «материнской среды» первых лет жизни начинает доминировать установка «от» по отношению к окружению, тогда действие этого фактора может быть усилено влиянием других факторов, прежде всего генетических. Тогда окружающий мир становится все более опасным и отталкивающим, возникает необходимость изменить его, сделать его лучше. Вместо тенденции к соединению начинает преобладать тенденция к самоизоляции, выбирается специфический угол наклона плоскости отношений с окружением по формуле — «победить или умереть». В такой плоскости исключительно остро воспринимается собственная исключительность и одиночество. Вследствие этого человек чувствует себя в такой среде слабее, поскольку «Я» никогда не может быть таким же сильным как «Мы».

Двунаправленность чувств вызывает то, что и по отношению к самим себе возникают чувства отрицательной полярности. Образ самого себя начинает осцилировать между двумя противоположными полюсами, человек и любит и ненавидит себя одновременно, его «автопортрет» оказывается разбитым, цветовая гамма сводится к двум цветам — черному и белому, добро борется со злом, с большим трудом удается добиться целостности «автопортрета». Его формирование осуществляется медленнее и с большим трудом, чем в том случае, когда преобладают положительные эмоции по отношению к самому себе.

У такого человека нет опоры в прошлом, у него нет своего «потерянного рая», так как его детство выглядит адом, вызывающим одну тревогу и беспокойство. Человеку некуда вернуться, его прошлое воспринимается как темное небытие. Однако в каждом возрасте существуют свои неотвратимо осуществляющиеся законы. И если в детстве у человека не было «материнской среды», то ее поиски нередко продолжаются всю оставшуюся жизнь. Такие люди постоянно чувствуют себя «обделенными лаской», ищут материнское тепло и заботу в среде своего настоящего обитания. И поскольку отыскать это обычно не могут, то возникает чувство обиды и претензии ко всему миру — равнодушному, бесчувственному и враждебному к человеку.

Явление иррадиации относится и к негативным эмоциям. Страх и ненависть обычно переносятся с определенного предмета на все остальное. Ребенок, временно испытывающий ненависть к собственным родителям, ненавидит и самого себя, и весь мир. Это не является общим правилом, иногда наблюдается резкое противопоставление колорита и на основе контраста еще сильнее выделяются цвета антагонисты. Весь мир становится черно-белым, делится на друзей и врагов. Такая поляризация упрощает ориентацию в окружающей среде. Обычно такое поведение наблюдается при повышенной эмоциональной напряженности, например, во время войны. Недостаток тепла в детстве часто становится причиной потемнения колорита мира. Мир воспринимается враждебным, требующим изменения, улучшения и т. д. Иногда установка «от» оказывает мобилизующее влияние на творческие способности, однако это зависит в большей степени от веры в собственные силы, то есть от особенностей восприятия самого себя.

Точно так же, как и в случае положительных эмоций, иррадиация оказывает влияние на восприятие размерности времени. Если для положительных чувств жизнь оказывается помещенной между обратной перспективой «потерянного рая» и перспективой его обретения в будущем, то для негативных эмоций ее начало и конец оказываются помещенными в бесконечность преисподней, пустоты и небытия.

Исследования, проводимые на животных, могут указать на то, что основной причиной случаев так называемой «психической смерти» (смерти вуду — voo doo) является абсолютная утрата надежды. Утрата надежды является одним из главных симптомов депрессии, кстати, наиболее трудно устранимым с точки зрения психотерапии. Поэтому депрессия является своеобразной «гееной огненной» нашей жизни.

В результатах исследований, представленных на симпозиуме, посвященном депрессионным комплексам (Берлин, 16—17.02.1968), утверждалось, что при депрессиях как циклофренических (эндогенных), так и инволюционных и психических, основным этиологическим фактором является «трудное детство», трудное в смысле неблагоприятной эмоциональной атмосферы в семье. Несомненно, что помимо «материнской среды» на формирование и закрепление определенных эмоционально-чувственных установок, оказывают влияние множество других факторов, прежде всего генетического или конституционного характера. Тем не менее первые контакты с окружением, несомненно, играют решающую роль в формировании будущей эмоционально-чувственной ориентации. То же самое подтверждают исследования Матуска, объектом изучения которого стали бывшие узники гитлеровских концлагерей. Из полученных результатов следует, что переживания раннего детства являются главным фактором, влияющим на состояние человека во время пребывания в лагере, а также на глубину и характер последствий этого пребывания.

См. работы: 186, 300, 476, 551, 617, 619, 661.

Сновидения

Возможно, что переживания раннего детства определяют форму и колорит сновидений. Известно, что некоторым людям постоянно докучают неприятные сны, а другим достаются приятные сновидения. К сожалению, наши знания в области психологии или психопатологии сновидений (поскольку трудно установить грань между нормой и патологией) еще крайне ограничены. Научные исследования сосредоточены прежде всего на проблемах сознания. То, что происходит за его пределами, осуществляется в соответствии с иным пространственно-временным порядком и подчиняется другим причинно-следственным законам — не тем, которые действуют в светлом мире сознания. На этот факт указывал еще Фрейд в своей работе «Traumdeutung». Кроме того, сновидения легко вытесняются из памяти сознания. Поэтому реконструкция сновидений трудна, а иногда и невозможна. Как утверждают психоаналитики, это требует определенных усилий и навыков. Необходимо привыкнуть к иной пространственно-временной и причинно-следственной организации, а также научиться бороться с различными искажениями памяти.

Стоило бы изучить проблемы корреляции эмоционально-чувственного колорита состояния бодрствования и колорита сновидений. Иногда в тяжелые мгновения жизни человек находит облегчение в радостном содержании сновидений и, наоборот, при относительно ясном колорите дня сны оказываются наполненными кошмарами. В аду концлагерей образы сновидений возвращали узников к свободе, семье и дому. А большинство оказавшихся на свободе узников преследовали затем кошмары лагерной жизни. Один из пациентов Краковской клиники психиатрии, страдающий биполярной циклофренией с частой сменой фаз, в периоды депрессии видел сны приятные и радостные, а в периоды мании — печальные и кошмарные. Бывает и наоборот — неприятные сны предшествуют фазе депрессии.

Контрастность колорита сновидений как будто должна уравновесить колорит жизни в состоянии бодрствования. В тяжелое время своей жизни человек мог бы отыскать отраду, возвращаясь во время сна в мир радости и счастья. А в период благополучия сновидения напоминали бы о том, что в мире не всегда стоят ясные дни. Тем не менее представляется, если оставить в стороне упомянутую тенденцию уравновешивания в сновидениях, в целом колорит сновидений отвечает основному эмоционально-чувственному колориту данного человека. Грустные люди обычно видят печальные, страшные сны, а веселые — сны радостные.

Мир сновидений представляет более архаичную формацию, чем мир сознательной жизни. В нем действуют законы характерные для процессов, происходящих ниже порога сознания, для которых справедливо нарушение пространственно-временного порядка, действие иных причинно-следственных отношений, отсутствует свобода воли. Вероятно, принимая во внимание его архаичность, мир сновидений больше похож на мир ребенка, чем на мир взрослого человека. Похоже, что познание мира сновидений одинаково полезно и для понимания психозов (особенно шизофренического типа), и для понимания психики ребенка.

В любом случае представляется, что переживания раннего детского возраста оказывают большее влияние на формирование мира сновидений, чем на мир существования в ясном сознании. Можно предположить, что основной эмоционально-чувственный колорит сновидений соответствует колориту раннего детства. Психологические установки агрессии и страха, легко закрепляющиеся в сознании при неблагоприятном эмоциональном климате материнской среды, с особой силой и постоянством проявляются в мире сновидений. Сны человека, у которого было «трудное детство» часто наполнены страхом и насилием. Конфликты последующих периодов жизни находят соответствующий резонанс в эмоциональном фоне, установившемся в детстве, а активизация установок агрессии и страха будет происходить с большей легкостью, чем в том случае, когда этот фон имеет светлый колорит.

<<   [1] ... [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] ...  [105]  >>