Поиск



Счетчики









А. Кемпинский. "Меланхолия"

В эволюции форм жизни рядом с этой основной целью развивается множество функций имеющих только опосредованное отношение к акту сексуальной репродукции. Прежде всего к ним могут быть отнесены различные формы поведения и переживаний, связанных с материнством. Известно, чем является любовь матери как в мире животных (речь идет о животных на высоком уровне развития), так и в мире людей. Этой любви мать нередко готова посвятить собственную жизнь. Сам акт рождения у млекопитающих, особенно у человека, связан с риском смерти, поэтому материнство можно отнести к своего рода героизму.

Следует напомнить, что у самцов такой героический аспект смещен во времени к более раннему периоду. Добыча сексуального партнера требует от них известного героизма, борьбы за обладание самкой. В конечном итоге это оказывается связанным с тем же материнством. Материнская забота, уход, тепло, безопасность, удовлетворение первичных биологических потребностей создают потомству своеобразный климат материнского тепла. Субъективным выражением такого типа поведения становится любовь, но уже не в чисто сексуальном отношении, а материнская. Любовь, наполненная заботой — Caritas, в отличие от cupiditis.

Навязывание собственного порядка охватывает не только генетический план, но также и вырабатываемые в течение жизни формы взаимодействия с окружением. Самка-мать играет со своим приплодом, учит его добывать пищу, прятаться от врагов. Аналогично, хотя и в более широкой области, осуществляется воспитание потомства у человека. Социальные и культурные ценности, таким образом, можно трактовать как дальнейшее развитие закона сохранения вида. Если для реализации первого биологического закона необходимым является уничтожение окружения, то результатом реализации второго биологического закона осуществляется развитие и преобразование окружения «по образу и подобию своему».

О первом биологическом законе можно сказать, что он приводит к уменьшению отрицательной энтропии окружения, а действие второго — к увеличению. Акт творчества требует сближения с окружением, как в прямом смысле, так и в эмоциональном плане. Нужно быть рядом с ним, полюбить его, познать его и т. д. Эмоциональная связь с окружающим миром в этом случае становится очень сильной. Человек хочет соединиться с предметом своей любви, связать с ним свою жизнь навсегда. Таким образом, установка «к» по отношению к окружению является необходимым основанием для информационного метаболизма. Невозможно было бы установить метаболический контакт с окружением при наличии одной только установки «от».

АВТОМАТИЗАЦИЯ ВЫБОРА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК «К» ИЛИ «ОТ»

У человека проблема эмоционального контакта с окружением, особенно в первые годы жизни, несомненно, играет решающую роль в развитии личности и в последующие годы жизни. Тепло «материнской среды» является обязательным условием формирования установки «к» по отношению к окружению. Она обеспечивает наиболее полное развитие различных форм поведения и наиболее легкий путь изучения окружающей среды, чем установка «от», в случае которой доминируют чувства страха и агрессии. Исходя из свойства двунаправлен-ности чувств, если превалирует установка «к», то положительные чувства, к самому себе усиливаются, образ самого себя вырисовывается более светлым, он быстрее формируется и отличается большей целостностью, чем тогда, когда преобладает установка «от» в отношении к окружению.

В первой фазе информационного метаболизма принимается решение о выборе установки «к» или «от» для данной ситуации. Это решение принимается без усилия нашей воли, невозможно управлять ни своими чувствами, ни своим настроением, в лучшем случае можно изменить их проявление. Оно возникает за пределами сознания. В зависимости от принципиального решения только на основании выбранной установки «к» или «от» принимаются дальнейшие решения, непосредственно касающиеся взаимодействия с окружением.

Как уже говорилось, во второй фазе информационного метаболизма возможностей выбора различных моделей окружающей действительности и собственного поведения в ней по сравнению с первой фазой, для которой выбор ограничен альтернативами «к» или «от», намного больше. Но решение в первой фазе носит принципиальный характер, поскольку от него зависит спектр выбора в следующей фазе. Если в первой фазе принимается решение о выборе установки «от», то во второй фазе невозможно возникновение моделей действительности, соответствующих установке «к». Эмоционально-чувственный колорит ограничивает наши возможности восприятия и деятельности в окружающем мире.

Определенное значение имеет тенденция к автоматизации этих процессов. Если определенные решения систематически повторяются, то со временем «по проторенной дорожке» происходит их закрепление, и шансы их повторного выбора существенно повышаются по сравнению с противоположными решениями. Таким образом, происходит закрепление образа окружающего мира и форм поведения в нем. Невозможно обычным способом выйти за пределы мира, созданного самим собой. Таким выходом становится психоз. При шизофрении разрушаются функциональные структуры как в первой, так и во второй фазе информационного метаболизма, а при циклофрении — главным образом структуры первой фазы (эмоционально-чувственные).

«Потерянный рай» (материнская среда)

«Материнская» среда первых лет жизни создает предпосылки для преобладания установки «к» и тем самым для оживленного информационного метаболизма с окружением. Благодаря двунаправленное™ вектора чувств усиливаются положительные эмоции по отношению к самому себе, что благоприятствует ускоренному и легкому формированию «автопортрета», отличающегося большей целостностью по сравнению с тем, который возникает при отрицательных эмоциях. Усиливается уверенность в себе, и в связи с этим повышается жизненная активность, поскольку будущее представляется несущим победу, а не поражение. Упомянутая автоматизация способствует тому, что в дальнейшем жизнь идет по путям, проторенным еще в раннем детстве.

Теплая домашняя атмосфера раннего детства становится «потерянным раем», к которому человек нередко возвращается в тяжелые минуты взрослой жизни. Если же детство было «трудным», если в нем не было атмосферы «материнской среды», если в нем было недостаточно эмоционального тепла, хорошего настроения и если оно не давало ребенку ощущения безопасности, тогда ему некуда возвратиться из будущей жизни, поскольку у него нет «потерянного рая», ему не на что опереться, а прошлое и будущее становятся одинаково темными. Доминирующий колорит будущего, то, что обычно именуется как пессимистическая или оптимистическая жизненная позиция, зависит в значительной степени от эмоционального климата раннего детства. Благоприятная «материнская среда» укрепляет надежду на лучшее будущее, веру в себя и в окружающий мир. Окружающий мир «добр» и притягателен, в нем можно жить и развиваться.

Иррадиация чувств приводит к тому, что установка «к» распространяется не только на отношения к определенному предмету. В соответствии со вторым биологическим законом таким предметом должен стать сексуальный партнер. Данная установка охватывает пространство и время. Например, у человека ее действие распространяется на семейный круг, большие социальные группы и, в конце концов, на все человечество и его культуру. Человек сливается со своей средой, соединяется с ней и благодаря этому чувствует себя сильнее, поскольку «Мы» всегда сильнее, чем «Я». С другой стороны, в данном случае возникает опасность утраты собственной индивидуальности и неординарности. В пантеистическом слиянии с окружающим миром происходит уничтожение границ, отделяющих его от собственного «Я».

Такой же самый эффект иррадиации наблюдается и в размерности времени. Пусть настоящее время является злым и неприглядным, но впереди нас ожидают «лучшие времена» и всегда можно увидеть над собой «просвет в небе». Таким образом, жизнь человека оказывается помещенной между «утраченным раем» детства и раем, ожидающим нас в будущем, который является своеобразным повторением первого.

<<   [1] ... [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] ...  [105]  >>