Поиск



Счетчики









А. Кемпинский. "Меланхолия"

Такие ограниченные возможности выбора, вероятно, вызывают то, что решение происходит в подсознании, как предполагается, без участия всей нервной системы, поскольку сознание как бы резервируется для процессов, требующих участия всей нервной системы, то есть, как правило, для новых и трудных процессов. Известные, повторяющиеся процессы на основе принципа рациональности деятельности нервной системы требуют привлечения к работе только тех частей нервной системы, которые необходимы для управления этими процессами.

Некоторые процессы информационного метаболизма с самого начала разыгрываются в подсознании, например, процессы, связанные с управлением состояния внутренней среды организма. Соответствующие решения принимаются в данном случае в подсознании независимо от нашей воли (мы не в состоянии управлять биением своего сердца, сокращениями пищевода, течением биохимических процессов в организме и т. д.).

Только впоследствии результаты процессов информационного метаболизма доходят до нашего сознания в форме плохого самочувствия, раздражительности, беспокойства и т. д., то есть как модуляции эмоционально-чувственного состояния. И все новые процессы обмена информации исчезают из поля сознания вследствие их постоянного повторения. Мы называем это автоматизацией (например, в процессе овладения способностью ходить требуется привлечение всего сознания, а затем все это уходит в наше подсознание, и мы уже не задумываемся, сгибать или опускать ногу). В первом случае можно говорить о врожденной автоматизации, а во втором о приобретенной. Автоматизация может существовать в тех случаях, когда возможности выбора ограничены. Когда их слишком много, она невозможна, нервная система в этом случае должна продемонстрировать свои максимальные возможности принятия решения. Применительно к управлению вегетативными функциями (внутренней средой организма) возможности выбора изначально сводятся к минимуму. Нерациональные и неприемлемые формы активности в ходе филогенеза оказываются исключенными и остаются только модели функционирования, реализация которых отличается высокой вероятностью. На начальных стадиях автоматизации в процессе освоения данной функции таких моделей может быть очень много, а возможности их выбора очень велики. Стоит только взглянуть на движения, совершаемые теми, кто недостаточно искушен в искусстве хождения, плавания, письма, чтения и т. д. По мере овладения данной функцией избыточные или несоответствующие формы поведения (модели, функциональные структуры) исключаются.

Степень вероятности реализации

Нервная система человека, как уже неоднократно подчеркивалось, обладает практически неограниченными возможностями формирования моделей окружающей действительности (потенциальных функциональных структур). Каждой из них соответствует своя степень вероятности реализации. Сохраняются только те структуры, степень вероятности реализации которых высока, а остальные исключаются. Ребенок, когда учится ходить, иногда совершает движения, как будто хочет улететь. Однако такая модель действительности имеет низкую степень вероятности быть реализованной и в процессе овладения способностью ходить оказывается исключенной. Это не означает ее полного исключения, ее следы остаются в тоске о полете в воздухе, в сновидениях возникают ощущения состояния невесомости. В наши дни человечеству удалось реализовать множество функциональных структур с априорно малой степенью вероятности реализации. Полеты стали распространенным способом коммуникаций, а состояние невесомости перестало быть чем-то необычным. Шизофрения по крайней мере в какой то степени связана с реализацией моделей действительности с малой степенью вероятности быть реализованными. Причудливость и необычность этих форм часто шокирует окружающих. В то же время следует отметить, что множество шизофренических концепций благодаря техническому прогрессу оказались реализованными, например: мощные излучатели света, передача изображений на большое расстояние, невидимые силы, губительно воздействующие на организм, энергия, способная разрушить земной шар и привести к концу света, картины массовой гибели — ада на земле и т. д.

Не существует бреда, который можно было бы назвать чистым бредом. Каждая созданная человеком модель окружающей действительности является хотя бы тенью правды, хотя бы и была минимально правдоподобной. Человек не может существовать в изоляции от окружающей его действительности, и она постоянно присутствует в его сознании. Самая чистая абстракция может оказаться реальностью, а бред — действительностью.

ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЧЕСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ ФАЗЫ

Принцип рациональности усилий предполагает, чтобы формы активности в окружающем мире были ограничены моделями с наиболее высокой степенью вероятности реализации, то есть наиболее соответствующие текущей ситуации. Ребенок отказывается от модели полета, поскольку настоящая ситуация не дает возможности ее реализовать. Благодаря такому исключению область выбора значительно сокращается, принятие решения становится более легким и переносится в подсознание, то есть как мы предположили не затрагивает деятельности всей нервной системы, а только структур, необходимых для реализации данной функции. Что касается решений относящихся к первой фазе информационного метаболизма (эмоционально-чувственной жизни), то в целом предполагается, что они формируются прежде всего в наиболее старых структурах нервной системы, к которым относится обонятельный мозг или лимбическая система. Он включает подбугорную область, обширные участки коры головного мозга, покрывающие камеры мозговых полушарий и область гипоталамуса, а также часть коры головного мозга, связанную с обонятельными рецепторами и находящуюся в передней части лобной доли; скопления нервных клеток внутри височных долей (миндалевидное тело) и в прозрачной перегородке (перегородчатое тело).

Это не закрытая система. Передний мозг обладает развитой двусторонней системой связи с более молодой в филогентическом отношении корой головного мозга лобных долей. Так что невозможно говорить о функционировании нервной системы в условиях изоляции. Участок коры головного мозга, относящейся к обонятельному мозгу (это название представляется нам наиболее удачным, поскольку подчеркивает его отношение к обонятельным рецепторам, играющим в филогенезе очень важную роль про формировании принципиальной, эмоционально-чувственной ориентации в окружающей среде и которые несомненно каким-то пока еще непонятным способом участвуют в процессах запоминания информации), является филогенетически более старым (allocortex и mesocortex) и с более примитивным строением, чем кора других частей полушарий головного мозга (neocortex).

Как уже упоминалось, количество возможных моделей деятельности в первой фазе информационного метаболизма невелико (альтернативные установки «к» и «от», а также повышение или понижение жизненной активности). Различия между ними в первую очередь количественные и в разной степени модуляций. Соответственно ограниченным является количество принимаемых решений и в связи с этим облегчается автоматизация, как наследственная, так и приобретенная. Все богатство форм информационного метаболизма реализуется во второй фазе информационного метаболизма. Здесь по-прежнему возникают новые модели деятельности и новые модели окружающей действительности, в которой они должны быть реализованы. Исходя из структурных особенностей нервной системы человека следует считать, что возможности их реализации неисчерпаемы.

ЭВОЛЮЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МЕТАБОЛИЗМА

Эволюция живой природы, как можно предположить, у низших форм жизни осуществляется прежде всего морфологически, а у высших форм — функционально.

Пассивная или активная эволюция

У низших форм жизни эволюция сконцентрирована на генетическом метаболизме, а у высших — на информационном. На определенном этапе эволюции развитие энергетического метаболизма достигает своего максимума, дальнейшие изменения становятся минимальными и, собственно говоря, бесцельными. Открытым направлением развития остается информационный метаболизм (развитие рецепторов, нервной системы и исполнительных органов). Этот этап эволюции можно разделить на два подэтапа: ранний, охватывающий период развития первой фазы информационного метаболизма, и более поздний, охватывающий развитие второй фазы. Эволюция человека осуществляется, по всей видимости, в основном на втором подэтапе.

<<   [1] ... [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] ...  [105]  >>