Счетчики







А. Кемпинский. "Меланхолия"

Эффект неопределенности — в смысле отсутствия определенных границ — относится и к причинно-следственным связям. Здесь отсутствует последовательность «действую и наблюдаю результаты своей деятельности», поэтому и не могут возникнуть значимые причинно-следственные связи. Окончательный результат, который мы воспринимаем как определенный эмоциональный колорит, аккумулирует в себе влияние множества различных факторов, как внешнего, так и внутреннего происхождения. Поэтому так трудно ответить на вопросы типа «отчего ты так печален? или «на что ты так злишься?» и т. д., поскольку настроение или эмоциональное состояние никогда не могут быть вызваны одной причиной. Таких причин всегда очень много и трудно бывает оценить их иерархию.

Этиологическая классификация депрессивных комплексов

Упомянутые выше трудности становятся особенно очевидными при попытках классификации и упорядочения этиологических факторов различных форм депрессии. В течение многих лет психиатры затратили много сил на то, чтобы создать соответствующую классификационную систему и практически каждый известный автор предлагает свой собственный подход к решению этой задачи. Достаточно удачной представляется классификация, предложенная Кильхольцем (1965). Автор помещает на оси ординат соматические факторы, а на оси абсцисс — психогенные факторы. Разновидности депрессии связаны с влиянием обеих групп факторов. В порядке очередности можно указать, что соматогенные причины наиболее свойственны органическим депрессиям, а именно: старческим депрессиям, склерозам, посттравматическим состояниям, эпилепсии, умственной отсталости. Далее следуют симптоматические депрессии, например, связанные с перенесенными инфекционными заболеваниями, а также с нарушениями кровообращения и деятельности желез внутренней секреции, возникшие на фоне отравлений. Следующими по порядку, по мнению автора, являются инволюционные депрессии, шизофренические и, наконец, эндогенные. При невротических депрессиях существенно преобладают психогенные факторы, наиболее свойственные реактивным депрессиям. Такое разделение можно считать удачным, поскольку оно явно характеризует взаимообусловленность влияния внешней среды (соматогения) и внутренней (психогения)

Рис. 1.

(см. рис. 1). Психогения ближе к информационному метаболизму, а соматогения — к энергетическому метаболизму.

См. работы: 3, 24, 86, 87, 95, 119, 150, 161, 190, 191, 301, 328, 336, 340, 375, 376, 410, 444, 450, 512, 532, 547, 620, 647, 688, 689.

Влияние генетики

Что касается значения генетических факторов, то согласно мнению современных авторов, оно проявляется в явном виде в случае эндогенных депрессий, в средней степени — в случае инволюционных депрессий и в наименьшей степени — в случае психогенных депрессий (психические депрессии, депрессии переутомления и реактивные депрессии). В случае эндогенных депрессий подчеркивается, что существуют большие различия между биполярными депрессиями (то есть чередующимися с маниакальными фазами) и монополярными (при которых имеет место только фаза депрессии). При биполярных депрессиях неблагоприятная наследственность имеет большее значение, чем при однополярных. К тому же они обычно начинаются в раннем возрасте (в молодости) в отличие от однополярных депрессий, свойственных среднему возрасту, и фазы при этом меняются чаще. Однополярная депрессия относительно чаще наблюдается у женщин.

Анализ роли генетического фактора применительно к отдельным группам симптомов показывает, что возбуждение (melancholia agitata) обусловлено в значительной степени генетическими факторами, однако в случае заторможенности такая зависимость уже не наблюдается. Бред вины, преследования, собственного ничтожества, галлюцинации и иллюзии несомненно не зависят от генетических факторов и связаны более с возрастом и с принадлежностью к определенному культурному слою. Бред вины типичен для среднего и старшего возраста, но относительно редко наблюдается у молодых пациентов. Бред собственного ничтожества характерен для старшего возраста. В старости также чаще наблюдаются галлюцинации и иллюзии, что может быть связано с органическими нарушениями, наступающими в этом возрасте.

См. работы: 33, 134, 141, 151, 186, 259, 313, 337, 339, 410, 515, 542, 595, 607, 618, 619, 620, 621, 657, 664, 700, 711, 731.

Влияние культуры

Бред вины (греховности) типичен для нашей культуры (иудейско-христианской) и относительно редко встречается в других культурах. Для так называемых «примитивных» культур более характерными оказываются такие формы бреда, как ипохондрическая, преследования, а также галлюцинации и иллюзии. Многие психиатры полагают, что в целом у так называемых «примитивных народов» депрессии встречаются реже. Еще Крепелин во время своего небольшого путешествия по Яве заметил, что у аборигенов случаев депрессии почти нет.

Предполагается, что для культур, находящихся на относительно низком уровне развития, характерна высокая групповая сплоченность. «Мы» доминирует над «Я». Благодаря этому ответственность за все несчастья и «грехи» ложится в значительной мере на всю группу: одному человеку уже не приходится нести их тяжесть одному. Групповая ответственность освобождает отдельного человека от чувства вины. Классическим примером этому является та легкость, с которой совершается убийство своих ближних во время войны, когда ответственность за это самое страшное преступление принимает на себя общественная группа, избавляя тем самым отдельную личность от тяжести вины. Наличие сильных групповых связей является причиной того, что действие принятых в обществе ограничений или сдерживающих факторов (суперэго по Фрейду) сохраняется только в окружающей социальной среде, в группе и только в незначительной степени подвергается интернализации.

Должна существовать определенная степень независимости от группы, выделение границ собственного «Я» для того чтобы внешние нормы стали также нормами внутренними, для того чтобы «общественное мнение» стало еще и личной совестью. При высокой сплоченности группы до интернализации дело не доходит. Этим объясняется редкость случаев бреда греховности у представителей так называемых «примитивных» культурных слоев. Вина как бы воспринимается всей социальной группой, а не одной личностью.

В то же время в «примитивных» обществах чаще встречается бред преследования, а также галлюцинации и иллюзии, поскольку при стирании границы между «Я» и «Мы» легче осуществляется проекция эмоций и собственные чувства передаются ближайшему социальному окружению. Если правда, что у так называемых «примитивных» народов депрессии наблюдаются реже, то этот факт можно было бы объяснить тем, что наличие сильных групповых связей облегчает передачу эмоций окружению. Собственные чувства становятся чувствами всей группы, благодаря чему психическая нагрузка на отдельную личность уменьшается. В группе легче переносятся страдания. Иов был одинок. Групповая сплоченность облегчает выражение (экспрессию) как настроения, так и эмоциональных установок. Радость, печаль, любовь, ненависть и страх находят отклик в группе, и накатанные пути для их внешней манифестации отражаются на других членах группы. В сумме проявление чувств или настроения благодаря групповой поддержке набирает значительную силу, но индивидууму легче выдержать такое эмоциональное напряжение, чувства «не накапливаются», легко находят для себя выход, причем выход «легализованный» одобрением общества.

Представителя нашей культуры, особенно в современную эпоху, могут поразить нередко весьма бурные манифестации чувств и настроения, встречающиеся в других культурах. Однако благодаря такой легкости выражения своего эмоционального колорита человеку легче переносить плохое настроение и чувства, а положительные чувства усиливаются благодаря групповому резонансу. Кроме того, в «примитивных» обществах более строго определена роль каждой личности. Каждый знает, откуда он пришел и куда собирается, его прошлое и будущее не теряются в небытии. За его плечами стоят традиции, а перед ним простираются те или иные, может быть для нас и наивные, концепции трансцендентности. Человек не чувствует своего одиночества не только в буквальном смысле этого слова (благодаря тесной групповой связи), но также и в переносном смысле (благодаря ясному пониманию своего места в устройстве мира).

<<   [1] ... [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] ...  [105]  >>